Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Архипастырь > Проповеди > Проповедь Митрополита Брянского и Севского Александра в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Свенском Успенском мужском монастыре

Проповеди

Проповедь Митрополита Брянского и Севского Александра в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Свенском Успенском мужском монастыре

19 марта 2021 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Свенского Успенского мужского монастыря. По окончании богослужения Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас поздравляю с пятком первой седмицы Великого поста. Мы совершили Литургию Преждеосвященных Даров, то есть заранее освященных Даров, они были освящены в воскресный день за Божественной Литургией святого Иоанна Златоуста. Если вы были внимательны сегодня за богослужением, то обратили внимание на такой возглас «Свет Христов просвещает всех». О каком свете здесь идет речь? Святитель Иоанн Златоуст и святой апостол Иоанн Богослов говорят, что Бог есть свет. И когда мы с вами крестились, то после того, как нас вывели из крещальной купели, было такое песнопение: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою». И вот Адам и Ева, когда находились в раю, были наги, но не стыдились и даже не понимали, что такое нагота. Потому что они были обличены в ризу, которая была светлой. После грехопадения они потеряли эту ризу и увидели, что наги, и спрятались от Бога. Но вы знаете по своей жизни, что от Бога скрыться невозможно. И в течение всей жизни мы, конечно, тоже, как Адам и Ева, постепенно теряем светлую ризу, в которую были облечены после Таинства Крещения, и вот пост – это время, когда мы должны вернуть эту ризу и облечься в светоносные одежды.

Для этого Святая Церковь прилагает много усилий – и богослужения великопостные, за которыми звучат трогательные и умилительные песнопения, много читается из Псалтири, из Ветхого Завета, приводятся образы, которым мы должны подражать в жизни по мере своей веры, по мере своего желания, потому что для Бога очень важно наше с вами желание. Если Он видит наше сердце, готовое исправиться, избавиться от той нечистоты, от той грязи духовной, которая есть у нас, то, конечно, Господь всегда нам поможет. Но если Он видит наше равнодушие, если мы больше занимаемся жизнью окружающих нас людей, но совершенно не заботимся о своем личном спасении, о своей бессмертной душе, то, конечно, Он нам не помогает. Вообще Бог никакого насилия над нами не творит. Потому что Он дал нам свободную волю, выбирай – свет или тьму, добро или зло, и человек выбирает тьму, потому что дела его злы, и тьма как бы прикрывает все, что он совершает. Но я повторяю, что от Бога скрыться невозможно. Он везде – на небе и на земле. Когда мы молимся в храме, Он здесь, это особое место Его присутствия на земле. Он дома, Он на работе, Он на учебе, Он в транспорте. И Господь все видит. Но Он многомилостив и долготерпелив. Хотя народная пословица гласит: Бог долго терпит, но больно бьет. И мы иногда чувствуем Его посещения, вот эти звоночки из вечности, которые как бы приводят нас в определенное состояние, пробуждают нашу усопшую совесть и напоминают нам о том, что жизнь земная не бесконечна, она очень краткая. И вы сами замечаете, как бегут годы, подобно тем пейзажам, которые мы видим из окна поезда, мчащегося с большой скоростью, и даже не успеваем посмотреть, что именно проехали - озеро или речку, поле или лес – все мелькает, вот так же мелькают годы нашей с вами земной временной жизни. Конечно, мы особым образом задумываемся над этим, когда провожаем в путь всея земли наших близких, знакомых, начинаем думать о смысле жизни, мысленным взором вспоминаем все, что у нас с этой жизнью связано, и видим, что у нас много лжи, и сокрушаемся о содеянном. Конечно, сокрушаться о грехах надо всегда, не только в посты, а во все дни нашей земной жизни.

Но Великий пост – это особое время, время покаяния, молитвенных, постнических трудов. Не надо зацикливаться на воздержании определенного рода пищи, это тоже надо делать, но главное в посту - это духовное воздержание – следить за своим зрением, за своими словами, за тем, что мы слышим, стараться по возможности избавиться от греха осуждения, очень распространенного среди нас и к которому мы привыкли. Никто нам не дает права осуждать наших ближних. Только один Сердцеведец Господь может судить нас. Наши суды часто бывают ошибочными. И главное – мы, осуждая, навлекаем на себя гнев Божий. Сказано: «Не судите да не судимы будете» (Мф.7:1). Поэтому я желаю всем нам, чтобы эти дни мы провели в трезвомыслии, в осознании своей жизни, и надо помнить, что в любом возрасте человек может неожиданно закончить пребывание на земле и перейти в жизнь будущего века. Будем просить Господа, милосердного, сострадательного, милостивого, чтобы Он пробавил милость ведущим Его и помог нам пройти благодатные дни Святой Четыредесятницы в молитве, в посте и в творении добрых дел. Аминь.