Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Архипастыри Брянской земли > Архипастыри Орловские и Севские

Архипастыри Брянской земли

Архипастыри Орловские и Севские

Архипастыри Орловские и Севские

Епископ Аполлос (Байбаков)

Байбаков

Епископ Аполлос (в миру Андрей Дмитриевич Байбаков) родился в 1737 г. в Малороссии. С 1759 по 1767 г. учился в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. В 1767 г. поступил в Московский Университет на философский факультет. В 1770 г., окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 г. определен учителем поэзии в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию. В 1774 г. пострижен в монашество и назначен катехизатором и преподавателем риторики. С апреля 1775 г. – ректор Троицкой Лаврской Семинарии. В 1782-1783 годы был наместником Троице-Сергиевой Лавры. 17 декабря 1783 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. В декабре 1785 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1786 г. назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

5 июня 1788 г. хиротонисан во Епископа Орловского и Севского. Епископ Аполлос особенно заботился о развитии в среде священнослужителей церковного проповедничества; дорожил учеными людьми. При нем студенты Богословия посвящались в стихарь и допускались к произнесению проповедей. За неуспехи в науках ученики штрафовались, за плохое поведение исключались.

26 октября 1798 г. переведен на Архангелогородскую кафедру. Скончался 14 мая 1801 г. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе.

Епископ Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого Митрополита Платона и был известен в свое время как хороший проповедник. Плодовитый писатель. Его произведения очень многочисленны и разнообразны. Кроме переводов и сочинений Богословского характера, он написал несколько руководств по теории словесности и др. В 1786 г. Российская Академия наук единогласно избрала его своим членом.

Епископ Досифей (Ильин)

Епископ Досифей (в миру Дорофей Григорьевич Ильин-Протопопов) родился в 1751 г. Воспитывался в Крутицкой Семинарии. По окончании Богословского образования, 12 сентября 1778 г., был определен Преосвященным Амвросием (Подобедовым), Епископом Севским и Брянским, на должность учителя в открывшуюся Севскую Семинарию, где как первый по времени поступления учитель Севской Семинарии, с 13 апреля 1779 г. был и первым префектом этой Семинарии. В 1780 г. пострижен в монашество, затем назначен настоятелем Путивльского Молченского монастыря. С 8 декабря 1780 г. по 1782 г. в сане игумена состоял в должности первого ректора Севской Семинарии.

Впоследствии был архимандритом Антониева монастыря. С 31 января 1793 г. – архимандрит Сергиевой пустыни и присутствующий Духовной консистории. 25 марта 1795 г. хиротонисан во Епископа Старорусского.

С 26 октября 1798 г. – Епископ Орловский и Севский. В бытность Преосвященного Досифея Севская Семинария достигла своего высшего научного развития. Он требовал от преподавателей составить и представить на утверждение ректору конспекты лекций. Обучение проводилось в следующих классах: Богословском, Философском, Риторическом, Пиитическом, Синтаксическом, Элементарном. Для экстраординарных предметов существовало шесть классов: историко-географический, физический, медицинский, греческий, немецкий и французский. Также экстраординарно преподавались: изъяснение Священного Писания, толкование Катехизиса, изъяснение Апостольских Деяний, изъяснение Нравственных истин. Ученики обучались простому нотному пению. Семинарский хор особенно процветал при Преосвященном Досифее под «смотрением» подвижника благочестия, известного композитора протоиерея Петра Ивановича Турчанинова. При Семинарии находилась Русская Духовная Школа, имевшая два отделения. Епископ Досифей устроил Духовное Училище в Ливнах, трудился для обновления Брянских монастырей, вел борьбу с усилившимся в Орловской Епархии расколом.

17 декабря 1803 года последовал указ Святейшего Синода о перемещении Кафедры и Семинарии из Севска в Орел. Епископ Досифей не желал перевода и просил, чтобы в 1807 году разрешено было Орловскому Преосвященному остаться в Севске.

4 июня 1817 г. он был уволен на покой с назначением управляющим Трубчевским Спасским Чолнским монастырем. Скончался 16 июня 1827 г. и погребен в Чолнском монастыре.

Архиепископ Иона (Павинский)

Архиепископ Иона (в миру Иоанн Дмитриевич Павинский) родился в 1773 г. в семье священника Олонецкого края. Образование получил в Олонецкой, Архангельской и Александро-Невской Семинариях. 23 марта 1793 г. рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору в Петербурге. В 1797 г. рукоположен во священника при Русской Миссии в Копенгагене. В 1802 г. определен священником к Захариевскому храму в Санкт-Петербурге. В 1803 г. переведен к Симеоновскому храму. С 1806 г. – законоучитель Иезуитского института. 11 мая 1808 г. назначен присутствующим в Петербургской консистории. С 1809 г. – духовник великой княгини Екатерины Павловны. 24 декабря 1813 г. пострижен в монашество. 31 декабря 1813 г. – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря. 9 марта 1816 г. назначен членом Московской Синодальной конторы.

22 июля 1817 г. хиротонисан во Епископа Орловского и Севского. В бытность придворным священником в Копенгагене, он стал известен Государю Императору Александру I, который в сентябре 1817 года посетил Орел и дал соизволение на перемещение в него Архиерейской кафедры. Епископ Иона обратился по этому поводу в Святейший Синод, описывая неудобство управления Епархией из Севска – уездного города, находившегося на ее окраине, неудовлетворительное состояние Архиерейского дома и Духовной Семинарии. 15 мая 1818 года Святейший Синод определил: Успенский Орловский монастырь обратить в Архиерейский дом; штат его перевести в Мценский Петро-Павловский монастырь; нынешний Архиерейский дом сделать загородным; устроить здание для перевода в Орел Семинарии; Семинарию в Севске обратить в приходское уездное училище. Духовную Консисторию перевести из Севска в Орел, Орловское Духовное Правление упразднить и учредить таковое в Севске. В 1820 году состоялось перемещение в Орел Архиерейской Кафедры и Духовной Консистории. Началось строительство нового корпуса для жительства Архиерея, для чего был образован строительный комитет.

С 21 июля 1821 г. – Архиепископ Тверской. С 26 февраля 1823 г. – член Святейшего Синода. 6 ноября 1826 г. переведен на Казанскую кафедру. Скончался 3 февраля 1828 г. Известен как духовный писатель.

Архиепископ Гавриил (Розанов)

Розанов

Архиепископ Гавриил (в миру Василий Федорович Розанов) родился 26 января 1781 г. в семье священника Костромской Епархии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой Лаврской Семинариях, и по окончании назначен учителем пиитики Костромской Семинарии. 15 октября 1811 г. пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской Семинарии, 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря. С 11 сентября 1814 г. – ректор Вологодской Семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 г. вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 г. – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор Ярославской Духовной Семинарии.

18 сентября 1821 г. хиротонисан во Епископа Орловского и Севского. Он уделял особое внимание церковному звону, благолепию и торжественности Богослужения, заботился об окончании постройки Кафедрального Собора, продолжал строительство Архиерейского дома. Епископ Гавриил сам просматривал и исправлял чертежи новоустроенных иконостасов, определил причт к кладбищенским храмам. При нем Духовная Семинария переехала из Севска в Орел. 8 мая 1827 года состоялось торжественное открытие Семинарии в новом корпусе. 18 февраля 1828 года был освящен Семинарский храм во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

22 мая 1828 г. переведен в Екатеринославскую Епархию. 31 декабря 1832 г. возведен в сан Архиепископа. 9 мая 1837 г. назначен Архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 г. переведен в Тверь. 15 февраля 1857 г. уволен на покой с правом управления Калязиным монастырем. 18 марта 1858 г. переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 г. Погребен в соборном храме Желтикова монастыря.

Епископ Никодим (Быстрицкий)

Епископ Никодим (в миру Николай Андреевич Быстрицкий) родился в с. Воскресенском Ковровского округа Владимирской губернии в семье священника. Обучался в Суздальской и Владимирской Семинариях. 21 сентября 1808 г. назначен учителем Переславского Духовного Училища. 11 января 1811 г. переведен в Суздальское Духовное Училище. 19 декабря 1814 г. пострижен в монашество. 3 января 1815 г. рукоположен во иеродиакона, 5 января – во иеромонаха. С 21 января 1816 г. – строитель Переславль-Залесского Николаевского монастыря. С 25 декабря 1820 г. – игумен Благовещенского Муромского монастыря. 16 февраля 1825 г. возведен в сан архимандрита Боголюбского монастыря. С 23 декабря 1827 г. – настоятель Московского Златоустова монастыря. 16 июня 1828 г. переведен настоятелем Богоявленского монастыря.

15 июля 1828 г. хиротонисан во Епископа Орловского и Севского. Он отличался высокой подвижнической жизнью, требовательностью к подчиненным; обращал особое внимание на порядок в храмах, во время Богослужения и Крестных ходов. Скончался 30 декабря 1839 г. в г. Орле. Был погребен в Успенском храме Орловского Архиерейскго дома.

В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском храме пяти Архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава Преосвященного Иринея (Орды). Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты Архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. был снесен и сам Успенский храм.

В 1990 г., в ходе строительных работ на территории кладбища, были обнаружены Архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Пресвятой Богородицы и местные археологи собрали останки Епископов, поместили их в гробы и захоронили на территории Успенского мужского монастыря. Епископ Орловский и Ливенский Паисий (Самчук) в сослужении духовенства города Орла в Свято-Троицком храме Успенского монастыря совершил панихиду по почившим Преосвященным Орловским Архипастырям. В своем слове он от лица всего православного народа испросил у покойных Архипастырей прощения за то поругание, которому подверглись их священные останки в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

Архиепископ Иннокентий (Сельнокринов-Коровин)

Архиепископ Иннокентий (в миру Иаков Максимович Сельнокринов-Коровин) родился в 1778 г. в пределах Пермской Епархии. Происходил из духовного сословия. Окончил Вятскую Духовную Семинарию. В 1803 г. назначен учителем в низшие классы Пермской Духовной Семинарии. В 1808 г. пострижен в монашество. В 1813 г. возведен в сан архимандрита Соликамского Истобинского монастыря. С 1818 г. – инспектор Пермской Духовной Семинарии и учитель церковной и гражданской истории. В 1824 г. переведен ректором в Псковскую Духовную Семинарию и профессором Богословских наук. В 1824-1826 гг. состоял присутствующим в консистории, благочинным над монастырями, архимандритом Спасо-Елеазаровского монастыря. В 1826 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. 30 мая 1827 г. хиротонисан во Епископа Дмитровского, викария Московской Епархии. С 28 марта 1831 г. – Епископ Курский и Белгородский. 10 февраля 1832 г. переведен на Волынскую кафедру. С 25 декабря 1833 г. – Архиепископ. 28 января 1840 г. переведен в Орел, но в пути к новому месту служения 25 апреля 1840 г. скончался в г. Нежине.

Архиепископ Евлампий (Пятницкий)

Пятницкий

Архиепископ Евлампий (в миру Петр Никитич Пятницкий) родился в семье священника Ярославской Епархии. С 1805 г. учился в Ярославской Духовной Семинарии. В 1816 г. поступил в Московскую Духовную Академию. 18 сентября 1820 г. окончил Академию со степенью магистра Богословия и был назначен бакалавром. 21 ноября 1822 г. пострижен в монашество; 6 декабря рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря - во иеромонаха. 24 ноября 1824 г. назначен библиотекарем Академии. 24 января 1826 г. возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1826 г. - инспектор Академии; с 19 марта - настоятель Дмитровского Борисо-Глебского монастыря и в том же году назначен экстраординарным профессором Академии. С 31 декабря 1828 г. - член Московского цензурного комитета. С 28 марта 1830 г. - настоятель Московского Знаменского монастыря. С 27 апреля 1831 г. - настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. 18 ноября 1831 г. назначен ректором Вифанской Духовной Семинарии. 11 февраля 1834 г. хиротонисан во Епископа Екатеринбургского, викария Пермской Епархии, в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

С 22 июня 1840 г. - Епископ Орловский и Севский.

С 12 ноября 1844 г. - Епископ Вологодский и Устюжский. 13 июня 1852 г. возведен в сан Архиепископа Тобольского и Сибирского. 30 июля 1856 г. уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь. Скончался 12 марта 1862 г. Погребен в Свияжском Успенском монастыре, Казанской Епархии, в пристройке к Никольскому храму.

Вступив на пост Архипастырского служения, Преосвященный Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь. Он часто произносил проповеди, чем привлекал народ к посещению Богослужений. Даже многие из раскольников уважали Преосвященного. Из жизни Архиепископа Евлампия известен один случай, который можно назвать подвигом, благодаря которому народ еще более полюбил своего Архипастыря.

В 1839 г., когда загорелся Златоустовский храм, Преосвященный сам приехал на пожар и стал служить водосвятный молебен. По окончании молебна он сквозь огонь пробрался на колокольню и стал окроплять святой водой все горящее. Вера и горячие молитвы всех присутствующих угасили пламень огненный. Пожар прекратился. Совершив свой подвиг, Преосвященный Евлампий действительно вызвал в людях прославление Отца Небесного. Добрую память оставил о себе Архиепископ Евлампий у своей паствы.

Архиепископ Смарагд (Крыжановский)

Крыжановский

Архиепископ Смарагд (в миру Александр Петрович Крыжановский) родился 9 марта 1796 г. в с. Великой Березянке Таращенского уезда Киевской губернии в большой семье священника. Воспитывая своих детей в труде, отец заботился и об их образовании.

В 1805 г. Александр поступил в Киевскую Духовную Семинарию, затем в Академию, где проучился до III курса (1815 г.) и был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра Богословия (9 августа 1819 г.). Как лучший выпускник, он был оставлен в Санкт-Петербургской Духовной Академии преподавателем Богословских наук.

29 августа 1819 г. Александр, по его прошению, был пострижен в монашество с именем Смарагда, в честь одного из сорока севастийских мучеников. В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона, и 20 сентября – во иеромонаха.

В Санкт-Петербургской Духовной Академии он пробыл до 30 июня 1821 г., затем был переведен инспектором и преподавателем Богословия в Киевскую Духовную Академию, где в 1823 г. был утвержден действительным членом академической конференции.

23 февраля 1824 г., по представлению ректора архимандрита Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия Духовных Училищ присвоила ему звание профессора с утверждением его членом цензурного комитета. 2 ноября 1824 г. иеромонах Смарагд был возведен в сан архимандрита. В 1821-1825 годах он состоял членом комитета по построению академических зданий; в 1825 г. исполнял временно должность ректора Киевской Духовной Семинарии, а в 1826 году был назначен ректором Киевской Духовной Семинарии. В декабре того же года архимандрит Смарагд определен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.

Возглавляя Киевскую Духовную Семинарию, он испросил для нее новое здание, заботился об увеличении семинарской библиотеки, помогал воспитанникам материально, много уделял внимания религиозному воспитанию учеников. Во внешнем обращении с учениками ректор был суров и требователен, но, по свидетельству самих воспитанников, он проявлял такую доброту сердца, какая редко бывает даже у людей, считающихся добрыми. Он оставил о себе самую признательную память в своих питомцах.

8 мая 1828 г. архимандрит Смарагд был переведен ректором и профессором Богословия в Вифанскую Духовную Семинарию и, кроме того, по желанию Святителя Филарета, Митрополита Московского, назначен настоятелем Высоко-Петровского монастыря, а также действительным членом конференции Московской Духовной Академии и членом внешнего академического правления по Московскому и Казанскому округам. 23 августа 1828 г. архимандрит Смарагд Комиссией Духовных Училищ был назначен ректором Киевской Духовной Академии и одновременно настоятелем Киево-Братского монастыря. 27 августа 1830 г. архимандрит Смарагд был переведен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию ректором и профессором Богословия, а также настоятелем Пинского Богоявленского монастыря.

12 сентября 1831 г. он был назначен Епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской Епархии. Хиротония состоялась 20 сентября 1831 года в Казанском соборе. Одновременно новому Епископу было передано и управление Троице-Сергиевой пустынью близ Санкт-Петербурга. В 1833 г. он был переведен на возстановленную Полоцкую Православную кафедру, которая была отторгнута униатами в 1596 г. В большинстве своем полоцкая паства находилась под влиянием униатов и католиков, поэтому задача Епископа сводилась к тому, чтобы возвратить паству от униатов, объединить ее и возстановить Православие в Епархии. В 1833-1834 гг. было присоединено 80289 униатов, в 1835 году - 28057 униатов. Чтобы достигнуть таких успехов при малом количестве помощников, нужен был именно такой энергичный Епископ, каким был Владыка Смарагд. Он твердо основал здесь Православную русскую кафедру, и в этом отношении его заслуги безспорны.

15 июня 1836 г. Преосвященный Смарагд был возведен в сан Архиепископа, и через год, 5 июня 1837 г., переведен в Могилев. Чтобы прочнее завязать духовное родство с предшественниками, Архиепископ Смарагд установил церковное поминовение по Епархии всех почивших могилевских Святителей, и тем самым приобрел себе симпатии всей паствы. Его полюбили не только православные, но и католики. Усердно способствовал Архиепископ Смарагд возвращению в Православие отпавших в унию.

6 апреля 1840 г. последовало новое назначение Архиепископа Смарагда – в Харьков. 31 декабря 1841 г. он был переведен в Астрахань. Он выполнил возложенную на него задачу по благоустройству Епархии, учил больше делом и своим собственным примером и тем самым оставил о себе в Астрахани добрую память во всех слоях общества. «Милостивый Смарагд» - вот имя его в Могилеве и в Астрахани. Одной из новых забот в этот период для Архиепископа Смарагда было обращение калмыков к Православию.

Жаркий и тяжелый для его здоровья климат вынудил Преосвященного просить о перемещении его в другую Епархию, и 12 ноября 1844 г. он был назначен в Орел. Был известен любовью к торжественным Богослужениям, глубоким умом, мудростью и административными дарованиями, со вниманием и тщательностью вникал во все дела. При нем было завершено строительство Соборного храма, исправлены ветхости Архиерейского дома и расширено помещение консистории с ее архивом. Во избежание излишнего сутяжничества, Архиепископ некоторые вопросы решал самостоятельно, без Консистории, но при этом никогда не преступал своих прав и не брался решать то, чего сам лично не знал. В Орле, как и в Астрахани, Архиепископ Смарагд занимался благоустройством, возстановлением и строительством новых храмов, причем очень много делал на средства благотворителей. Он по-прежнему в свой кафедральный город старался подбирать хорошее, грамотное духовенство, занимался усовершенствованием монашеской жизни. При Архиепископе Смарагде учреждена вновь в 1851 г. Болховская Богородице-Всехсвятская женская община. В 1853 г. он был вызван на годичную сессию в Святейщий Синод.

Архиепископ Смарагд, по свидетельству архимандрита Иерофея, который служил при нем более 20 лет, не имел пристрастия ни к чему земному. Единственное, что было дорого ему, – это книги, но ввиду того, что ему часто приходилось переезжать, он роздал и свои книги: часть Могилевской Семинарии, а часть оставил в Харькове.

5 июня 1858 г. Архиепископ Смарагд был перемещен в Рязанскую Епархию. Духовенство Орловской Епархии сохранило о нем память как об Архипастыре добром и мудром.

В Рязанской Епархии Архиепископ Смарагд также уделял большое внимание церковному строительству. Рязанская паства благодарна своему Архипастырю за устройство храма в честь Благоверного Рязанского князя мученика Романа, пострадавшего в Орде. Вообще церковное благоустройство и строительство было главной его заботой.

В Рязани Архиепископ Смарагд почувствовал, что силы его уже надломлены, он часто стал говорить о своей близкой кончине. После ревматизма он заболел водянкой, но не слег в постель, а проводил последние дни в кресле, «умер на ногах» 11 ноября 1863 г. после 32-летнего архиерейского служения, прожив всего 67 лет.

На отпевание своего Архипастыря собралась почти четверть жителей Рязани. Тело Архиепископа Смарагда, по его завещанию, было погребено в Архангельском соборе. Из чувства уважения к своему почившему Архипастырю в городе на 9 дней его кончины были прекращены все общественные увеселительные мероприятия и устроено всеобщее поминовение.

Епископ Поликарп (Радкевич)

Рпдкеаич

Епископ Поликарп (в миру Феодосий Иванович Радкевич) родился 14 августа 1798 г. в предместье г. Каменец-Подольска «Русские Фольварки», Подольской губернии, где отец его при Покровском храме состоял священником. Обучался в Подольской Духовной Семинарии, в 1819 г., как один из лучших студентов Семинарии, послан в Киевскую Духовную Академию. В 1823 г. окончил Академию со степенью кандидата Богословия и 17 сентября того же года назначен на кафедру философии и еврейского языка в Волынскую Духовную Семинарию. 23 февраля 1824 г. пострижен в монашество. В должности инспектора Семинарии исполнял обязанности ректора с 1 мая по 20 ноября 1824 г. 18 января 1825 г. рукоположен во иеродиакона, 21 ноября того же года – во иеромонаха. 13 февраля 1826 г. назначен инспектором Оренбургской Духовной Семинарии и преподавал церковную историю и еврейский язык. 7 января 1827 г. награжден набедренником. 1 февраля 1828 г. получил степень магистра. 3 апреля 1829 г. определен членом Консистории.

С 15 июля 1829 г. – ректор Могилевской Духовной Семинарии, профессор Богословских наук; с 25 августа того же года настоятель Могилево-Братского и приписанного к нему Буйницкого Свято-Духова монастыря. 30 августа 1829 г. возведен в сан архимандрита, определен членом Консистории, благочинным Кафедрального собора и ближайших к Могилеву монастырей и цензором проповедей. В 1834 г. представлен к ордену Святой Анны II степени и ему объявлено Высочайшее благоволение за труды его для заключенных в тюрьмах. 19 марта 1836 г. перемещен ректором Смоленской Духовной Семинарии и настоятелем Спасо-Авраамиева монастыря.

24 января 1842 г. был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедания слова Божия. Здесь он изъявил желание видеть Святые места на Востоке и поклониться Гробу Господню, почему указом Святейшего Синода от 2 января 1843 г. был определен настоятелем Афинского посольского храма в Греческом королевстве. Из Греции архимандрит Поликарп, по согласию посланника Миссии, посетил Иерусалим и другие Святые места Палестины, путешествовал по Сирии и Аравии, был на разных островах Архипелага и Средиземного моря, также и на Афоне. 21 января 1848 г. за труды при Российском посольском храме в Афинах представлен к ордену Святого князя Владимира 3 степени.

8 марта 1850 г., согласно прошению, переведен настоятелем Нежинского монастыря. Но так как монастырь этот, находящийся в городе, не соответствовал безмолвию, то архимандрит Поликарп осенью того же года испросил у Святейшего Синода разрешение на жительство в Таврической губернии, в Бахчисарайском Успенском скиту, называемом также Русским Афоном. Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический, убедил его принять настоятельство над Бахчисарайским скитом и подчиненными ему киновиями, со 2 октября 1852 г. – принять временное управление Балаклавским Георгиевским монастырем.

5 июля 1853 г. хиротонисан во Епископа Одесского, викария Херсонской Епархии. Хиротонию совершал Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический, с ближайшими Епископами, в г. Одессе. В этом же году началась Крымская война. Преосвященный Поликарп отправился в осажденный Севастополь, где, под громом разрушительных орудий и градом бомб, оказывал христолюбивым воинам самую высокую, самоотверженную любовь, разделяя с ними их опасности, напутствуя благодатными Таинствами Церкви умиравших от ран и ободряя изнемогавших к благодушному перенесению трудов и лишений за Веру, Царя и Отечество. 26 августа 1856 г. Преосвященный Поликарп, «за усердное служение и в особенности назидательные пастырские подвиги в крае, подвергшемуся неприятельскому нападению», представлен к ордену Святой Анны I степени.

Когда Русскому правительству представилась необходимость учредить в Иерусалиме Духовную Миссию под начальством Архиерея, Преосвященный Поликарп 27 марта 1857 г. назначен был начальником этой Миссии и для получения надлежащей инструкции вызван в Петербург. Здесь, в силу представленной ему власти, он избрал себе в сотрудники по Миссии семь братий из Козельской Введенской Оптиной пустыни; но почему-то отправление Преосвященного Поликарпа в Миссию не состоялось, и 30 сентября 1857 г. он получил дозволение возвратиться в Херсон.

С 12 июля 1858 г. – Епископ Орловский и Севский. Преосвященный Поликарп был строг, но милостив, во все дела вникал лично. При объездах Епархии никогда не упускал дела благовестия, всегда предлагая народу поучения. Он любил детей, знал насущность духовного просвещения, поэтому заботливо следил за бытом учащихся, их нравственностью, часто жертвовал личные средства на улучшение пищи и одежды воспитанников. Усердно занимался храмозданием и всеми епархиальными делами, стараясь искоренить мздоимство и лицемерие. По его ходатайству, Орловский Кафедральный собор в 1860 г. был переименован в Петро-Павловский и передан от дворянства в ведение Епархии. Построил при Архиерейском доме соборный храм во Имя Святой Троицы.

19 августа 1865 года Указом Святейшего Синода Духовные Правления: Брянское, Трубчевское, Севское, Ливенское и Елецкое были закрыты, подведомственные им храмы подчинялись теперь непосредственно Орловской Духовной Консистории.

После закрытия Духовных Правлений Преосвященный Поликарп поставил благочинным в непременную обязанность ежемесячно созывать по уездам съезды духовенства для обсуждения вопросов благосостояния храмов и духовенства, а также административных, распорядительных и хозяйственных, и докладывать Правящему Архиерею о своих действиях на съездах. Особое внимание о.о. благочинных Преосвященный обратил на распространение грамотности, обучение главным молитвам и догматам веры простого народа, улучшение нравственности самого духовенства, улучшение быта духовенства и на все то, что может послужить пользе Православной Церкви и Ее общества. Для обезпечения белого духовенства в 1863 году было образовано «общество взаимного вспомоществования», а в следующем году последовало открытие «приходских попечительств при православных церквах». Был улучшен быт служащих Консистории, Семинарии и Духовных Училищ.

В 1862 году Преосвященным Поликарпом был основан Приют для сирот-девиц духовного звания, впоследствии преобразованный в Епархиальное женское Училище. Владыка часто посещал Приют и с особым усердием заботился о нем.

Для вразумления раскольников Епископ Поликарп как посещал лично их дома, так и назначал для бесед с ними наиболее образованных священников примерного поведения. Для ограждения своей паствы от суеверий и раскольнических заблуждений, он разсылал по храмам Архипастырские послания и побуждал священников в Воскресные и праздничные дни проводить вне-Богослужебные чтения. Особенно Преосвященный заботился об открытии в селах школ для мальчиков и девочек, о поддержке и умножении благочиннических библиотек. В 1865 году, с разрешения Святейшего Синода, при Орловской Духовной Семинарии им был открыт печатный орган «Орловские Епархиальные Ведомости». По настоянию Преосвященного, при всех храмах Епархии были заведены летописи. Преосвященный Поликарп – последователь Иисусовой молитвы, обладал даром прозорливости и исцеления. Особенно чтил Божию Матерь. Отличался нестяжанием, смирением, милосердием, высоким благочестием и трогательной любовью к угодникам Божиим, их жизни, чудесам, их мудрым изречениям. Был великий подвижник, аскет, постник и нищелюбец. Благодатью Божией в юности четыре раза был избавлен от смерти.

Скончался 22 августа 1867 г. Был погребен в Орле, в Успенском храме Архиерейского дома, за правым клиросом. В 1920-е годы в числе захороненных в Успенском храме пяти Архиереев могила была осквернена и разграблена. Память Преосвященного Поликарпа особо чтится – братия Успенского мужского монастыря ежедневно собирается у его могилы, чтобы просить молитвенного предстательства Святителя пред Господом.

Жизнеописание Епископа Поликарпа было включено в сборник «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков». По благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, его имя внесено в список подвижников благочестия Брянской Епархии.

Архиепископ Макарий (Миролюбов)

Миролюбов

Архиепископ Макарий (в миру Николай Кириллович Миролюбов) родился в 1817 г. в семье священника Рязанской Епархии. Образование получил в Рязанской Духовной Семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, курс которой окончил в 1842 году. С 28 сентября 1842 г. - преподаватель Нижегородской Духовной Семинарии. 27 сентября 1843 г. утвержден в степени магистра Богословия.

2 июня 1846 г. пострижен в монашество, 9 июня рукоположен во иеродиакона, а 16 июня - во иеромонаха. С 31 мая 1851 г. - инспектор Пермской Духовной Семинарии. 20 июня 1853 г. возведен в сан игумена, 16 июля 1854 г. - в сан архимандрита. С 10 января 1858 г. - ректор Рязанской Духовной Семинарии. С 10 октября 1860 г. – ректор Новгородской Духовной Семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря.

17 июля 1866 г. хиротонисан во Епископа Балахнинского, викария Нижегородской Епархии. С 29 августа 1867 г. – Епископ Орловский, с 25 декабря 1876 г. – Епископ Архангельский и Холмогорский, с 23 мая 1879 г. – Епископ Нижегородский и Арзамасский, с 7 июня 1885 г. – Епископ Вятский и Слободской. 5 декабря 1887 г. возведен в сан Архиепископа и переведен Архиепископом Донским и Новочеркасским. 30 апреля 1894 г. уволен на покой, согласно прошению, в Нижегородский Благовещенский монастырь. Скончался 24 декабря 1894 г. и погребен в том же монастыре.

В сане архимандрита, много трудился над изучением памятников церковной древности. Начало этим трудам положил в Нижегородской Епархии написанием книги: «Памятники церковной древности в Нижегородской губернии». Был большим благотворителем для сиротских домов.

Епископ Ювеналий (Карюков)

Епископ Ювеналий (в миру Григорий Иванович Карюков) родился в 1816 г. в Посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии, в семье священника. В 1839 г. окончил курс Екатеринославской Духовной Семинарии. 2 мая 1840 г. рукоположен во священника и назначен в Покровский храм Посада Крюкова Кременчугского уезда.

24 августа 1841 г., после смерти жены, оставил приход и определен учителем в Полтавское Духовное Училище, с 13 сентября того же года священнодействовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 г. для продолжения образования поступил в Киевскую Духовную Академию. 12 февраля 1844 г. пострижен в монашество.

1 сентября 1845 г., по окончании Академии, получил должность учителя в Екатеринославской Духовной Семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского Семинарского совета. 22 января 1846 г. удостоен степени магистра. В 1848 г. награжден набедренником.

29 сентября 1851 г. назначен инспектором и профессором Кишиневской Духовной Семинарии сначала по классу логики и психологии, с 12 июля 1852 г. – по классу Богословских наук. С 1 апреля 1853 г. – настоятель Гинкульского Параскевиевского монастыря; 12 апреля возведен в сан игумена. В 1854 г. определен цензором катехизических поучений священников г. Кишинева.

19 октября 1856 г. перемещен инспектором и профессором Астраханской Духовной Семинарии. 15 мая 1857 г. назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте.

30 ноября 1858 г. получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской Семинарии. В том же году 25 декабря возведен в сан архимандрита. С 31 июля 1859 г. – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор «Нижегородских Епархиальных Ведомостей».

В 1866 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 г., согласно прошению, уволен с должности настоятеля Благовещенского монастыря.

6 октября 1868 г. хиротонисан во Епископа Михайловского, викария Рязанской Епархии. В 1871 г. назначен Епископом Архангельским и Холмогорским. В Архангельске состоял членом разных благотворительных учреждений и обществ.

На всех ступенях учебно-иерархического служения Епископ Ювеналий отличался честным и усердным исполнением своих обязанностей. Обращал особое внимание на упорядочение и улучшение материального положения подвластных ему лиц и учреждений. Другой заботой Преосвященного было возвысить авторитет подчиненного ему духовенства.

25 декабря 1876 г. переведен на кафедру Орловскую и Севскую, где и оставался до самой смерти. Скончался 31 декабря 1882 г. и был погребен в Успенском храме Орловского Архиерейского дома.

Захоронение подверглось варварскому осквернению богоборческой власти в 1920-е годы.

Епископ Симеон (Линьков)

Линьков

Епископ Симеон (в миру Сергий Георгиевич Линьков) родился 6 октября 1836 г. в семье причетника г. Москвы. Среднее образование получил в Московской Духовной Семинарии.

В 1862 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью магистра Богословия. Назначен профессором в Вифанскую Духовную Семинарию. 17 февраля 1865 г. пострижен в монашество, 20 февраля рукоположен во иеродиакона, 21 февраля – во иеромонаха. С 22 мая 1867 г. – инспектор и профессор Московской Духовной Семинарии. 8 мая 1869 г. возведен в сан архимандрита. С 16 февраля 1872 г. – ректор Пензенской Духовной Семинарии, настоятель Преображенского монастыря и редактор «Пензенских Епархиальных Ведомостей». С 10 марта 1875 г. – наместник Александро-Невской Лавры.

13 февраля 1883 г. хиротонисан во Епископа Орловского и Севского. Хиротония состоялась в Сан