Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Архипастыри Брянской земли > Архипастыри Черниговские и Новгород-Северские

Архипастыри Брянской земли

Архипастыри Черниговские и Новгород-Северские

Архипастыри Черниговские и Новгород-Северские

Епископ Зосима (Прокопович)

Епископ Зосима в 1631 г. упоминается иеромонахом Киевского Михайлова монастыря, затем настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря. В 1648 г. хиротонисан во Епископа Черниговского и Новгород-Северского. Он был первым Архипастырем освобожденной от власти папизма Епархии. В сложной, напряженной обстановке протекала деятельность Преосвященного Зосимы. На каждом шагу он встречал противодействия, неприятности и притеснения. Он даже не имел средств к существованию и вынужден был оставаться в Киеве в звании блюстителя Антониевых пещер, чтобы пользоваться пособием для жизни от Лавры. Характерной особенностью Преосвященного Зосимы было почитание памяти усопших. В Елецком монастыре он занимался составлением «Елецкого синодика», собранного от «давняго тоея обители поминника». Скончался в 1656 г.

Архиепископ Лазарь (Баранович)

Баранович

Архиепископ Лазарь родился в 1620 г. в Малороссии. Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря. Окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской Академии. С 1650 г. – ректор Киевской коллегии (Академии) и игумен Братского училищного монастыря, с 1651 или 1652 г. – и Киево-Кирилловского монастыря. В 1651 г., после разгрома Братской коллегии униатами, оставил Академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятиловецком. С 1653 г. заведовал Елецким монастырем Черниговской Епархии.

8 марта 1657 г. в Яссах Митрополитом Молдавским Гедеоном хиротонисан во Епископа Черниговского. Около 1666 г. назначен Местоблюстителем Киевской Митрополии. 8 сентября 1667 г. возведен в сан Архиепископа.

Архиепископ Лазарь – ревностный поборник Святой Веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его столпом Православия. В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно возсоединившаяся с Россией, едва вновь не отторглась от нее, – Архиепископ Лазарь Баранович показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем. Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами. Ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь. Последние из взрослых питомцев взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников то одного, то другого из борющихся гетманов бродили по Украине, жгли и грабили села, даже в окрестностях Киева в 1665 г. открылись военные действия. Архиепископ Лазарь ревностно заботился о возстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский в Сосницком уезде и Пустынно-Рыхловский в Кралевецком уезде. Возстановлен из развалин и украшен кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра Черниговского Архиепископа оставалась до 1672 г. В эпоху брожения умов, когда не только гетманы и казачество, но и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, Архиепископ Лазарь твердо держался того направления, которое единственно было приемлемо для православных. «Под басурманскою рукою стонет Греция, – писал он Митрополиту Киевскому Иосифу, склонявшемуся на сторону Турции, – и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое». В 1669 г. он убедил гетмана Многогрешного направить в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева – «этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию возсияла благодать Божия». На сохранении Киева особенно настаивали и Архиепископ Лазарь Баранович, и гетман Многогрешный, и бывший Митрополит Иосиф (Тукальский) и др. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к России. Но в то же время Архиепископ Лазарь настаивал на том, чтобы Киевская Митрополия имела большую самостоятельность, чем обычные Епархии.

После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства Архиепископа Лазаря в защиту истин Святой Православной Веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Чернигове типографию, где печатались так необходимые для православных книги. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами Святителя Петра Могилы, Патриарха Никона, ключарей Дионисия и Арсения и иеромомонаха Епифания Славинецкого. В 1692 г. уволен на покой. Скончался 3 сентября 1693 г. Погребен в Черниговском Борисо-Глебском монастыре. Память Архиепископа Лазаря, как праведника, глубоко чтится народом Божиим.

Святитель Феодосий (Углицкий)

Углицкий

Память 9/22 сентября и 5/18 февраля

Год и место рождения Святителя Феодосия (Углицкого), Архиепископа Черниговского, точно не известны. Вероятно, родился он в начале XVII столетия в Подольской губернии (Заднепровская Украина) в семье причетника. Происходил из древнего дворянского рода. В роде Святителя было много лиц духовного звания, поэтому он уже в детские годы в своей семье получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нем впоследствии. Об отроческих и юношеских годах Святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный». Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре в конце сороковых годов XVII столетия - во время расцвета коллегии, когда ректорами и наставниками ее были лица, которые считались просвещенными людьми своего времени в России. Будущий Святитель не закончил полного курса коллегии, так как она после разгрома Киева поляками на несколько лет прекратила учебные занятия.

По завершении образования святой Феодосий принял монашество в Киево-Печерской Лавре. С конца пятидесятых годов XVII века началась его служебная деятельность. Сначала он был архидиаконом Киево-Софийского собора. Затем был назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре, «влекомый любовью к подвигам благочестия», оставил Киев и поселился в отдаленном небольшом Крутицком монастыре. Около 1661 г. назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской Епархии, в Коневском уезде. Деятельность его здесь главным образом была направлена на внутреннее устройство монастыря. В 1664 г. получил новое назначение – настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью архимандриту Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разоренный поляками-католиками, к должному благоустроению. Немало заботился Святой Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своем монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда в 1685 г., по запросу, он посылал своих певчих в качестве устроителей пения. Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи строгим подвижником, он устроил в 1680 г. на монастырской земле небольшой скит для братии, желавшей уединения. Будучи игуменом Киево-Выдубицкого монастыря, архимандрит Феодосий был оклеветан Мефодием, Епископом Мстиславским и Оршанским (вместе с другими игуменами) в измене русскому правительству и в переписке с изменниками России. Но 17 ноября 1668 г. клевета была раскрыта, и он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича. Вскоре на долю архимандрита Феодосия выпала новая неприятность о спорных землях Выдубицкого монастыря, он ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении.

В 1679 г. Архиепископ Лазарь Баранович был назначен местоблюстителем Киевской Митрополии, и он определил архимандрита Феодосия своим наместником в Киеве, а сам остался в Чернигове. Архимандрит Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных делах своего времени. В 1685 г. участвовал в избрании Епископа Гедеона, бывшего князя Четвертинского, Киевским Митрополитом и в том же году был послан в Москву с извещением об избрании.

В 1688 г. Святой Феодосий назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Новое назначение состоялось, главным образом, по желанию Архиепископа Лазаря Барановича. Ему пришлось немало потрудиться над внешним и внутренним благоустройством Елецкой обители, которая после опустошения ее иезуитами и доминиканцами была бедна и не устроена. Благодаря уважению, которым он пользовался среди населения, архимандрит сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь и в продолжение двух лет достиг для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивающего ее существование. В 1692 г., по предложению Архиепископа Лазаря Барановича, было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру предложенный Архиепископом Лазарем архимандрит Феодосий.

27 июля 1692 г. он прибыл в Москву. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентября, а 11 сентября в присутствии государей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Кремля во Епископа, с возведением в сан Архиепископа. Тогда же Святой Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче ему напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 г., а также право совершать Богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно Патриарху и Митрополитам. Черниговским же Архиепископам это право предоставлялось, так как их кафедра стояла первой между другими Архиепископиями. После этого Святой Феодосий возвратился в Чернигов. Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами Епархии, по-прежнему считаясь помощником Архиепископа Лазаря. Преосвященный Лазарь к тому времени был в преклонных годах и близок к смерти. Святитель Феодосий постарался укрепить за Епархией право на вотчины Черниговской Архиепископии. 17 мая 1693 г. он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 г., после смерти Преосвященного Лазаря, Святителем Феодосием была получена ставленная грамота на самостоятельное управление Черниговской Епархией. Он обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 г., по его благословению, был основан Любецкий скит. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 г. освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы на вершине горы Болдинской. Во время управления им Черниговской Епархией замечался особый подъем и усиление иночества. Святитель обращал внимание на духовенство и был разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал Черниговским Духовным Школам. Святитель Феодосий оказывал влияние на паству, главным образом, своим глубоким состраданием, снисходительностью и добрым примером своей жизни. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую Епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца». Чувствуя приближение своей кончины, он вызвал к себе наместника Брянского Свенского Успенского монастыря, иеромонаха Иоанна Максимовича – будущего Святителя, и в 1695 г. возвел его в сан архимандрита, назначив настоятелем Черниговского Елецкого монастыря. Таким образом, Святитель заранее готовил себе преемника.

Преставился Святитель Феодосий 6 февраля 1696 г. и был погребен в пещере под Черниговским Борисо-Глебским Кафедральным собором. С первых дней по преставлении Святителя началось его почитание как угодника Божия. Двухсотлетний период со дня блаженной кончины Святителя изобилует многообразными знамениями и чудесами, которыми Сам Господь засвидетельствовал Святость Своего угодника и его мощей. Есть между ними поразительнейшие – исцеления разслабленных, глухих, немых, слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные, с неприятием ко всему православному относящиеся, прямо говорили: «Это истинно чудо, здесь виден перст Божий». Открытие Святых мощей Святителя Феодосия и прославление его в лике Святых совершилось 9 сентября 1896 г. После прославления Святителя его мощи почивали в Спасо-Преображенском Кафедральном соборе г. Чернигова. После большевистского переворота начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1919 г. была закрыта Черниговская Духовная консистория. 17 февраля 1921 г. V губернский съезд советов Черниговщины постановил раскрыть мощи «Феодосия Углицкого». На следующий день, 18 февраля, в день празднования покровителя Чернигова, у Спасо-Преображенского собора в 12 часов дня собрались делегаты съезда на осмотр мощей. В соборе и около него было людно. Делегатов съезда и представителей местной власти не пускали внутрь. Тогда председатель губисполкома стал угрожать Епископу Пахомию (Кедрову), в то время временно управлявшему Черниговской Епархией, расправой над людьми, не позволявшими исполнить решение губернского съезда. Владыка обратился к народу с просьбой подчиниться требованию властей и освободить собор, в то же время безрезультатно уговаривая комиссию не совершать кощунственные действия. Освидетельствование было проведено в присутствии Епископа Пахомия, Епископа Николая (Могилевского, впоследствии Митрополит Алма-Атинский, Священноисповедник) и протоиерея собора Александра Короткевича. Мощи Святителя Феодосия хорошо сохранились. Врачи не могли дать однозначное и выгодное для власти заключение. Антицерковная акция проваливалась... Секретарь губсовещания телеграфировал начальнику политсекции Правобережной Украины: «По постановлению Губернского съезда Советов 18/2 (1921 г.) были вскрыты в Чернигове мощи святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным. Тело было цело и затверделое. Настроение масс напряженное...». Несмотря на протесты верующих и священства, мощи Святителя Феодосия оставили не облаченными. Гроб опечатали и запретили к нему кому-либо приближаться… Затем не облаченные мощи Святителя Феодосия поместили как экспонат в этнографическом музее Чернигова, через некоторое время перевезли в Москву, и в конце 1920-х годов перевезли в Ленинград.

Во время Великой Отечественной войны Чернигов, захваченный фашистами 9 сентября 1941 г., был освобожден от оккупантов 21 сентября 1943 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, накануне прославления Святителя Феодосия. На одном из совещаний в блокадном Ленинграде военные сидели молча, не зная, как прорвать блокаду. Вдруг они услышали голос: «Просите Святителя Феодосия, он вам поможет». Военные сначала оцепенели, потом стали узнавать, кто такой Святитель Феодосий. Епископ Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, разъяснил, что это Черниговский Святитель, мощи которого находятся в одном из музеев города. Мощи Святителя Феодосия перевезли из музея в Никольский собор, и как только совершили молебен Святителю, блокада была прорвана. Поэтому дорога в блокадный город называлась «Дорогой Святителя Феодосия» или «Дорогой Жизни». По ходатайству Патриарха Алексия I мощи Святителя Феодосия были возвращены в Чернигов 15 сентября 1946 г. Вначале они находились в Свято-Троицком соборе одноименного монастыря, в котором подвизался Преподобный Лаврентий Черниговский. Через некоторое время их перенесли в Спасский Кафедральный собор, на то место, где они почивали до большевистского переворота.

Во время хрущевских гонений Спасский собор закрыли, мощи Святителя Феодосия вновь перенесли в Троицкий монастырь. В 1962 г. мощи были вынесены в подклет, в усыпальницу, где был погребен Преподобный Лаврентий. Доступа к ним не было, приходили к окошечку, молились Святителю Феодосию и Преподобному Лаврентию, затем оконце было замуровано. Однако люди шли и молились у стены. Через 22 года мощи Святителя советские власти забрали из собора. Люди стали обращаться в органы государственной власти с просьбой вернуть мощи Русской Православной Церкви, собирали подписи. В 1986 г. мощи Святителя Феодосия возвратили Черниговской Епархии и положили в Воскресенском храме.

Приводим современное свидетельство о заступничестве Святителя Феодосия во время Чернобыльской катастрофы 1986 года. В ночь на 26 апреля 1986 г. одна женщина в Чернигове увидела во сне Святителя Феодосия Черниговского, молящегося Богу, и черные тучи с запада обходили город стороной. Действительно, ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, находящийся в 50 километрах от реактора. Последующие чудеса исцелений от лучевой болезни, от рака крови и щитовидной железы малых и взрослых, с верой притекающих к чудотворным мощам Святителя Феодосия в Свято-Троицком храме Чернигова, утвердили в народе веру в помощь Святителя Феодосия пострадавшим от чернобыльской аварии. Митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону Святителя Феодосия с частицей его мощей. По инициативе общественной организации «Союз Чернобыль Украины», по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, единственному действующему в зоне отчуждения Ильинскому храму г. Чернобыля была передана частица мощей Святителя Феодосия. Принадлежавший Святителю Феодосию посох, отделанный кожей, с двойной позолоченной рукоятью, с 1834 г. хранился в Благовещенском соборе при Томской Архиерейской кафедре, с 1900 г. – в ризнице Троицкого собора. Он был символом архипастырской власти Томских Епископов и передавался от одного Томского Архиерея другому. После разрушения собора реликвия считалась утраченной, однако совсем недавно она была обнаружена в фондах Томского областного краеведческого музея, руководство которого приняло решение вернуть святыню Томской Епархии в дни пребывания Святейшего Патриарха Алексия II на Томской Земле. 27 мая 2002 г. Томская Епархия обрела утраченную святыню.

Святитель Иоанн (Максимович)

Максимович

Память 10/23 июня

Святитель Иоанн (в миру Иоанн Максимович Максимович) родился в декабре 1651 г. в г. Нежине, происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных Святой Церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смогполучить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в Святительском сане. Обладая особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был направлен для образования в Киево-Могилянскую коллегию, где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитывал в себе горячую любовь к Церкви и Родине. В 1668 г. он закончил коллегию и, как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником, находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.). Несмотря на деятельное служение в коллегии, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую Лавру, проникся высокими иноческими подвигами, и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества. Священноархимандрит Лавры Иннокентий Гизель принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков. Вскоре Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил его в сан иеромонаха. Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Киево-Печерской Лавры.

В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 г. пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чигирин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был иеромонах Иоанн. С просьбой о военной помощи лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь передал в ведение Киево-Печерской Лавры, повелев иеромонаху Иоанну быть в нем наместником. Святитель Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырем, с возведением его в сан архимандрита.

10 января 1697 г., после преставления Святителя Феодосия, архимандрит Иоанн был хиротонисан в Москве Патриархом Адрианом во Епископа Черниговского, с возведением в сан Архиепископа. С благоговейным трепетом и смирением вступил Преосвященный Иоанн на Архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние. Будучи замечательным для своего времени Богословом и писателем (им написано около двенадцати книг), Святитель обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы деятельным и разумным распространением просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», — об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных». Архиепископ Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей Епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (славяно-латинская школа), дававший образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков, по образцу которого впоследствии стали открываться по всем Епархиям Духовные Семинарии. Его же властью во всех храмах Черниговской Епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.

Известна связь Святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его Архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об отношении к Святогорцам. Нести на своих плечах ношу Архипастырских трудов помогало Владыке Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, Святителя Феодосия Черниговского. Когда Архиепископ Иоанн был тяжело болен, то в молитвах призывал на помощь Святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святой Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную Литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, Святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день Архиепископ, уже здоровый, совершал Литургию. После этого чуда Святитель Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились честные останки Святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей Святителя Феодосия стали подаваться всем, с верой притекающим, исцеления, а имя Святого, глубоко чтимого Черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к Престолу Божию, навсегда соединилось с имением Святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому Черниговская паства переживала весть о том, что их любимый Святитель Иоанн назначен Митрополитом Тобольским и всея Сибири. Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением Святителя при освящении храма в одном из княжеских имений в Черниговской Епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил Владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения храма. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя. Позднее, когда Владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, — сказал он, — но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.

В начале 1711 г. Архиепископ Иоанн в Москве был возведен в сан Митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет, и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 г. Здесь он продолжал с прежней ревностью и любовию нести свое высокое послушание. Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, Святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов. Он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе. В период своего служения в г. Тобольске Митрополит Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню. Так во славу Божию и служил Святитель Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни Владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия. Заранее чувствуя близость смерти, Митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 г. он в последний раз служил Божественную Литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.

Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти Святителя Иоанна. Смерть Владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник Святитель Филофей, Митрополит Тобольский. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда». Убедился народ в святости своего Митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки Святителя Филофея), долго оставалось нетленным.

Не сразу бренные останки Святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего Воскресения. Вначале они пребывали в Успенском соборе, в приделе Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень безпокоило почитателей его памяти, да и сам Владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским Архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя Ангела-Хранителя - Святителя Иоанна Златоуста. В 1826 г. Архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом Архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб Святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, Архиепископ обнаружил останки Святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем. Со дня успения Святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи Святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода Святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами.

После большевистского переворота начались гонения на Русскую Православную Церковь. 10 октября 1922 г., по распоряжению Тобольского губисполкома, на площади перед Софийским собором в присутствии специальной комиссии было произведено вскрытие мощей Святителя Иоанна. Всем желавшим из числа присутствующих была предоставлена возможность осмотреть мощи. Таким образом, советская власть осуществляла кампанию по ликвидации «культа мощей» и «мумифицированных трупов», с передачей их государственным музеям для дальнейшего «разоблачения» церковников. Так мощи Святителя Иоанна стали экспонатом музея Тобольского собора, где находились до 1947 года. В 1946 г. Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) поклонился мощам Святителя Иоанна в Тобольском музее и начал ходатайствовать об их возвращении. 31 июля 1946 г. Святейший Патриарх Алексий I направил в Совет по делам Русской Православной Церкви письмо с цитатами из рапорта Архиепископа Варфоломея о мощах Святителя Иоанна. В июне 1947 г. мощи Святителя Иоанна были возвращены из музея и положены в Тобольском Покровском соборе в приделе, посвященном его имени, где и почивают в настоящее время. Богомольцы со всей Православной России идут со своими нуждами к гробнице Святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.

Митрополит Антоний (Стаховский)

Митрополит Антоний (в миру Андрей) родился в Малороссии. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии. По окончании курса был первым профессором Черниговского коллегиума. С 1701 г. – проповедник Черниговской кафедры. Время его пострижения в монашество и рукоположения неизвестно. Был приближенным и доверенным лицом Архиепископа Иоанна Максимовича. В истории основания и устройства Черниговской Духовной Семинарии имя Антония было столь же славно, как и имя Святителя Иоанна. Это был самый способный, деятельный и верный сотрудник Святителя.

В 1709 г. Антоний возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. 20 сентября 1713 г. в Московском Успенском соборе хиротонисан во Епископа Черниговского, с возведением в сан Архиепископа. В декабре 1721 г. переведен в Тобольск, с возведением в сан Митрополита. Митрополит Антоний много потрудился в Сибири над обращением инородцев в христианство. Положение инородцев в то время было самое печальное. Представителю духовной власти приходилось бороться со многими злоупотреблениями, часто не встречая со стороны гражданских властей ни содействия, ни сочувствия. Кроме миссионерской деятельности Митрополит Антоний много заботился о постройке Православных храмов, преимущественно каменных. Он был основателем первого Духовного Училища в Тобольске. По распоряжению Митрополита Антония и под его руководством в 1716 г. был сделан перевод с латинского «Истории» Тита Ливия. Скончался 27 марта 1740 г.

Архиепископ Иродион (Жураковский)

Архиепископ Иродион происходил из малорусской дворянской фамилии. Образование получил в Киевском коллегиуме. Монашество принял в Киевском Межигорском Спасском монастыре, где впоследствии был избран игуменом. 6 января 1709 г. возведен в сан архимандрита Межигорского монастыря.

3 мая 1722 г. хиротонисан во Епископа Черниговского, с возведением в сан Архиепископа. В 1734 г. ушел на покой в Киево-Межигорский монастырь. Скончался 18 сентября 1735 г. Епископ Иродион был энергичный и настойчивый Архипастырь. Он много способствовал образованию духовенства, возвышению церковного благосостояния, исправлению нравов клира и стремился устранить излишнее влияние светских лиц на церковные дела.

Архиепископ Иларион (Рогалевский)

Архиепископ Иларион родился в г. Минске от благородных родителей. Образование получил в Киево-Могилянской академии, до окончания которой был пострижен в монашество. По ходатайству фельдмаршала Б. П. Шереметьева, Иларион по окончании академии определен обер-иеромонахом в армию. Из армии был отправлен с А. П. Волынским в Персию, где познакомился с состоянием магометанства. По возвращении определен иеромонахом на флот. 23 июля 1722 г. назначен архимандритом Лубенского Мгарского монастыря Киевской Епархии, а 24 октября 1728 г. – архимандритом Московского Донского монастыря.

26 марта 1732 г. хиротонисан во Епископа Казанского, с возведением в сан Архиепископа. Во время своего трехлетнего управления Казанской Епархией Преосвященный Иларион обращал главное внимание на устройство Духовных Училищ и просвещение многочисленных инородцев Казанской Епархии. По его просьбе прибыли из Киева в Казань студенты Стефан Головицкий (впоследствии Митрополит Тобольский и Сибирский) и Вениамин Пуцек-Григорович (впоследствии Митрополит Казанский). С их помощью Преосвященный Иларион устроил в Зилантовом монастыре Казанскую Семинарию по образцу Киевской академии. Согласно представленному им проекту, 26 февраля 1733 г. были учреждены четыре инородческие школы: в Казани, Елабуге, Цивильске и Царевококшайске.

29 марта 1735 г. Преосвященный Иларион был переведен на Черниговскую кафедру. Здесь он уделял большое внимание церковному благоустройству и благочинию. В 1737 г. им было учреждено попечительство «Собрание Девы Богородицы». В этом же году по обвинению в произнесении дерзких слов капитану Кобылину, который без указа императрицы требовал монахов в солдаты, Преосвященный Иларион был взят под арест князем Барятинским. Однако по указу Святейшего Синода он был освобожден, и по этому делу началось следствие. 2 мая 1738 г., согласно прошению, Преосвященный Иларион был уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру. Затем был вызван в Синод для ответа по своему делу. По пути в Петербург он скончался (по одним источникам – в 1738 г. или начале 1739 г., а по другим – в 1742 г.) и погребен в Тверском Успенском Отроче монастыре. Преосвященный Иларион отличался простотой, щедростью и правдивостью.

Епископ Никодим (Скребницкий/Сребницкий)

Сребницкий

Епископ Никодим родился