Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Архипастыри Брянской земли > Архипастыри Стародубские, викарии Черниговской Епархии

Архипастыри Брянской земли

Архипастыри Стародубские, викарии Черниговской Епархии

Архипастыри Стародубские, викарии Черниговской Епархии

Священноисповедник Николай (Могилевский)

Могилевский

Память в Соборе Брянских Святых и 12/25 октября Священноисповедник Митрополит Николай (в миру Феодосий Никифорович Могилевский) родился в день Светлой Пасхи Христовой, 27 марта (9 апреля) 1877 года, в семье псаломщика. В Святом Крещении был наречен Феодосием. Отец новорожденного, удостоенный к концу своей жизни сана протоиерея, был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу. Феодосий воспитывался родителями в вере и благочестии. В возрасте десяти лет он поступил в Екатеринославское Духовное Училище, а через шесть лет – в Екатеринославскую Духовную Семинарию. Феодосий был очень усидчив, прилежен, имел незаурядные способности, благодаря чему он всегда был в числе первых учеников. Ему, привыкшему с малых лет к труду, жизнь в училище, а затем и в Семинарии, не показалась трудной. До принятия окончательного решения о монашеском постриге он непродолжительное время служил псаломщиком, а затем, чтобы найти применение полученным в Семинарии знаниям, работал учителем в церковной школе. В 1903 году Феодосий поступил в Нилову пустынь. Он проходил различные послушания – носил воду, рубил дрова, пек хлебы. Но затем, как окончивший Семинарию и имевший опыт преподавания, был назначен наставником в подготовительную школу для иноков, готовящихся принять священный сан. 6 декабря 1904 года, в канун праздника Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Феодосий принял монашеский постриг с именем Николай. Через полгода был рукоположен в сан иеродиакона, 9 октября 1905 года – во иеромонаха. В этом сане нес послушание благочинного Ниловой пустыни. В 1907 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую в 1911 году успешно закончил, получив за сочинение на тему «Учение аскетов о страстях» степень кандидата Богословия. В 1912 году иеромонах Николай был назначен инспектором Полтавской Духовной Семинарии, в 1913 году переведен на ту же должность в Черниговскую Духовную Семинарию. К своим обязанностям он относился не только с большой ответственностью, но и с отеческой любовью, стараясь из своих воспитанников взрастить настоящих пастырей стада Христова, что считал главным делом Духовных учебных заведений. В 1915 году возведен в сан игумена, 10 октября 1916 года назначен настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школой. В 1917 году архимандрит Николай назначен ректором Черниговской Семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове.

На осенней сессии Всеукраинского Церковного Собора, открывшейся в Киеве 23 ноября 1918 года, сонм Православных Архиереев, участников Собора, постановил быть архимандриту Николаю Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. 20 октября 1919 года в Чернигове состоялась Архиерейская хиротония архимандрита Николая. С 1920 года Владыка Николай назначен Епископом Сосницким, викарием этой же Епархии. С 19 октября 1923 года Епископ Николай управлял Тульской и Одоевской Епархиями. Он занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность их пути. В 1925 году обновленцы предприняли попытку собрать «Поместный собор Православной Церкви в СССР». Епископ Николай сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить с ними в переговоры. Исходом этого противостояния был арест Владыки, последовавший 8 мая 1925 года. Проведя в заключении более двух лет и освободившись 16 сентября 1927 года, Епископ Николай был назначен на Орловскую кафедру, где служил до следующего своего ареста 27 июля 1932 года. Вместе с Владыкой были арестованы и проходили по делу еще 128 человек. Епископа Николая обвиняли в том, что он, при содействии орловского духовенства, “явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской организации “Ревнители Церкви”, направлял контрреволюционную деятельность на борьбу против советской власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов контрреволюционеров организации организовал два подпольных монастыря, проводил пострижения в монашество…”.

Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года Епископ Николай был осужден на 5 лет лишения свободы, и через четыре месяца после вынесения приговора Владыку отправили в Мордовию, оттуда – в Чувашию, и, наконец, в Саров. В 1937 году Епископ Николай был освобожден из лагеря. Не получив назначения на Кафедру, он проживал сначала в городе Егорьевске Московской области, а затем в городе Киржаче Ивановской области. В этот период по вызову Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди Владыки Сергия и помощи в делах Патриархии. Много времени проводил Владыка в библиотеке Московской Патриархии.

В 1941 году Владыка Николай был возведен с сан Архиепископа. Но вскоре его постигло новое испытание – 27 июня 1941 года Владыка был арестован и «за антисоветскую агитацию» сослан в Казахстан на пять лет. До 1943 года престарелый Архиепископ жил на станции Челкар милостыней верующих людей. После Поместного Собора 1943 году и избрания Митрополита Сергия Патриархом положение Владыки несколько улучшилось: он получил возможность совершать Богослужения в доме одной верующей женщины. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен Архиепископ Николай (Могилевский). Десять лет возглавлял Владыка Николай Алма-Атинскую Епархию. Это было время возрождения Православия на Казахской Земле. В Алма-Ате возстанавливались и открывались храмы. Владыка предпринимал длительные пастырские поездки по Епархии. Он проявил себя как молитвенник, ходатай и заступник за Православную веру. В 1947 г. награжден крестом на клобук. С 1951 г. одновременно управлял Семипалатинской Епархией. В феврале 1955 г. возведен в сан Митрополита.

25 октября 1955 года Митрополит Николай был призван в Небесные обители. В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил Священноисповедника Николая в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Епископ Памфил (Лясковский)

Епископ Памфил (в миру Петр Александрович Лясковский) родился 5 октября 1883 г. в Витебской губернии. Окончил Витебскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию в 1907 г. со степенью кандидата Богословия. Пострижен в монашество. С 1 ноября 1907 г. – преподаватель Волынского женского училища. 16 сентября 1910 г. – преподаватель Житомирского Духовного Училища. 30 мая 1911 г. рукоположен во иеромонаха, с 7 июня 1911 г. – преподаватель Волынской Духовной Семинарии, с 10 декабря 1912 г. – ректор Полтавской Духовной Семинарии в сане архимандрита.

26 декабря 1921 г. хиротонисан во Епископа Стародубского, викария Черниговской Епархии. С 6 марта 1928 г. – Епископ Бугучарский, викарий Воронежской Епархии. В том же году – Епископ Россошанский, викарий той же Епархии. С 13 августа 1930 г. – Епископ Уральский, с 17 августа 1931 г. – Епископ Чебоксарский, с 2 октября 1932 г. – Епископ Богородский, с 20 октября 1932 г. – Епископ Подольский, с 23 ноября 1932 г. – управлял Курской Епархией, с 11 августа 1933 г. – Епископ Краснодарский и Кубанский. Митрополит Сергий (Страгородский), направляя Владыку в Краснодар, сказал ему: «Ну, Владыка, посылаю Вас на заклание». По приезде в Краснодар летом 1933 г. Владыка Памфил сначала служил в малом приделе Георгиевского храма, т. к. остальную часть храма занимали обновленцы. Местные власти долго отказывали ему в установленной регистрации в городском совете, без которой не разрешалось служить в храмах. Он обычно находился не облаченным в алтаре и, выходя во время всенощной, прикладывался к Евангелию, безмолвно благословлял народ и опять удалялся в алтарь. Наконец, через несколько месяцев ему было разрешено служить. Верующие собирались в большом количестве услышать первое слово от своего Архипастыря. Владыка, почти весь седой, поучал молящихся духовной мудрости и рекомендовал чаще посещать кладбище или же чаще думать о неизбежности смерти, так как эти мысли могут человека заставить воздержаться от многих грехов этой земной жизни. Это было первое поучение Владыки. Положение Епископа Памфила было тяжелое и становилось, чем дальше, тем тяжелее. Его стали переселять из одной квартиры в другую. Наконец, он поселился на квартире у протодиакона. Один пожилой интеллигент сказал как-то Епископу Памфилу: «Вы бы пожалели себя, Владыка!», на что тот ответил: «Пою Господу моему, дондеже есмь!».

Епископа Памфила нашли рано утром 23 января 1935 г. подвешенным на дереве в саду хозяина дома, где он жил последнее время. Владыка предчувствовал, какой смертью умрет, и часто говорил об удушении. Он упоминал удушение Митрополита Филиппа Малютой Скуратовым. При переезде на другую квартиру Владыке Памфилу предложили домик, стоявший внутри огорода, а он сказал: «Нет, не подходит, здесь задушат и никто не узнает». Разследование не проводилось, и обстоятельства кончины Архипастыря остались до конца невыясненными. Верующие убеждены были, что их Владыка пал жертвой злодеяния. Гроб с его останками отнесли на паперть Георгиевского храма, настоятель которой отец Максим не хотел отпевать покойного, подозревая самоубийство, но народ настоял на церковном погребении его (Прот. В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С.208).

Тогда тело Епископа Памфила перенесли в Феодоровский придел Георгиевского храма. Погребение совершал самый младший священник, о. Иоанн, и плакал при произнесении слов: «монаха Памфила» (Владыку хоронили по монашескому чину), служба прерывалась, т.к. рыдал священник и весь храм. Приехавший на смену Владыке Памфилу Архиепископ Софроний (Арефьев, † 1937), узнав, что его поминают, как простого монаха, собрал все материалы и поехал в Москву. Когда он вернулся, Владыку Памфила стали поминать (и до сих пор поминают), как Епископа. Вскоре о. Иоанн исчез. Умирая, протодиакон (хозяина дома, у которого жил Владыка) исповедовался, что не может умереть с таким грехом: он слышал все, что происходило за стеной, но не сказал, так как ему пригрозили, что и с ним будет то же самое.

Погребен Епископ Памфил на старом кладбище г. Краснодара (Екатеринодара). На его могиле установлен большой Крест, украшенный цветами, всегда горит лампада. На могилу каждый день приходят люди помолиться, попросить небесного заступничества Владыки Памфила, оставляют свечи и записки с просьбами, помазываются маслом из лампады.