Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Барсукова Ксения Семеновна

Барсукова Ксения Семеновна
Псаломщик/псаломщица

Дата рождения 1880

Место рождения деревня Новый Крупец Гомельской волости Гомельского уезда Могилевской губернии Российской империи (ныне Добрушский район Гомельской области Республики Беларусь)

Точно известен только год рождения

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
18891899Послушник/ПослушницаКаменский Успенский монастырь Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне село Забрама Климовский район Брянской области)
19361937Псаломщик/псаломщицаХрам в честь Успения Пресвятой Богородицы села Печеники Стародубской волости Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Стародубский район Брянской области)

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
15.12.193722.12.193710 лет ИТЛ

Дата реабилитации

17.03.1960

Биографическая справка

Родилась в 1880 в деревне Новый Крупец Гомельской волости Гомельского уезда Могилевской губернии Российской империи (ныне Добрушский район Гомельской области Республики Беларусь), русская, из крестьян, малограмотная.

С девятилетнего возраста (в 1889 г.) отдана на воспитание в Каменский Свято-Успенский монастырь в селе Забрама Куршановичской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовский район Брянской области) (основан в 1681 году. До середины 18 века все постройки монастыря – были деревянными. Каменное строительство началось в 1753-1758 годах. В 1786 году, указом Священного Синода, Каменский монастырь был обращён в женский. Главной святыней Каменского Свято-Успенского монастыря, являлась чудотворная Новодворская икона Божией Матери. Просуществовал Каменский Свято-Успенский монастырь 247 лет. В 1928 году, решением Брянского Губисполкома, от 15 октября 1928 года, Каменский Успенский монастырь был закрыт. Постепенно каменные здания и ограду стали разбирать для нужд Новозыбкова. Кирпич для постройки фермы в селе Каменский хутор брали из ограды монастыря. Из всех построек монастыря до наших дней сохранились собор и колокольня, а также небольшая часть стен ограды), где воспитывалась до 19 лет.

В 1899 году из монастыря обратно ушла в свою деревню, где "работала по крестьянству". 

С 1914 года была прислугой у помещика Дятлова в гор. Стародубе, затем "работала на поденных работах, шила одеяла, вязала и на эти средства и существовала".

В 1936 году «священник Денисенко (Денисенко Фёдор Демьянович, священник, благочинный, в 1937 г. 22 ноября осужден Постановлением Особой Тройкой при УНКВД Орловской области по ст. 58 п. 10 ч. 1 и п. 11 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания) узнал, что я ранее была монашкой, уговорил меня служить вместе с ним в качестве дьячки в церкви во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Ее Успения в селе Печеники Стародубского района Орловской области (ныне Стародубский район Брянской области) (впервые упоминается в 1693 году в связи с открытием Успенского девичьего монастыря, позднее с его упразднением в 1786 году, деревянный монастырский храм объявили приходским, насельниц перевели в Каменский монастырь, храм закрыт в 1930 годах, сохранились руины), где  работала один год».

На момент ареста проживала в гор. Стародубе Орловской области, работала уборщицей мясоконтрольной станции.

15 декабря 1937 года произведен арест и обыск. На время следствия содержалась под стражей в тюрьме гор. Стародуба

Обвинялась, как участница «контрреволюционной группы церковников в числе 15 человек, которая являлась филиалом контрреволюционной организации «Истинно-православной веры», существовавшей в Стародубе с 1928 года, руководимой епископом Домаскиным-Цедрик (Священномученик Дамаскин, епископ Стародубский, викарий Черниговский епархии. Принял мученическую кончину, расстрелян 2 сентября 1937 года в Караганде), часть, которой была репрессирована в 1929 году, а часть в октябре 1937 года». Осужденные по этому делу обвинялись в том, систематически среди населения гор. Стародуба проводили антисоветскую агитацию против проводимых мероприятий партии и правительства, клеветали на советскую власть и ее руководителей, распространяли слухи о голоде и пораженческие настроения. Но как видно из показаний, осужденных по делу, они не только не состояли в какой-либо организации, но даже не все знали друг друга, не проводилось ни одной очной ставки.

Виновной себя не признала.

22 декабря 1937 года Особой Тройкой при УНКВД  Орловской области признана виновной в том, что «распространяла провокационные слухи о голоде в СССР, клеветала на Советскую власть, дискредитировала руководителей партии и правительства» и приговорена к 10 годам лагерного заключения.

На 26 ноября 1938 года содержалась в ББлаге (ОМЗ МВД КАССР» (Белбалтлаг (ББЛ) организован 16 ноября 1931 года на базе Соловецкого ИТЛ ОГПУ, основной задачей которого было строительство и обслуживание  Беломор-Балтийского канала, закрыт 18 сентября 1941 года в связи с близостью к зоне военных действий).

Дальнейшая судьба не известна.

17 марта 1960 года была реабилитирована постановлением Президиума Брянского Областного суда.

 Источники:

Архив УФСБ РФ по Брянской обл., арх.-уг. Д. 6935-П.