Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Никольский Александр Матвеевич

Никольский Александр Матвеевич
Иерей

Дата рождения 1867

Место рождения село Михайловское-Собакино Мценского района Орловской области

По другим данным был арестован 29.09.1936 , а далее ничего неизвестно

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
19121928ИерейХрам в честь иконы Божией Матери "Казанская" села Гремячее Руженской волости Карачевского уезда Орловской губернии (ныне Навлинский район Брянской области)
- 1936ПротоиерейХрам в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Речица Карачевского уезда Орловской губернии (ныне Карачевского района Брянской области)
- 1894ИерейХрам в честь иконы Божией Матери "Казанская" села Гремячее Руженской волости Карачевского уезда Орловской губернии (ныне Навлинский район Брянской области)

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
30.09.1937 - расстрел
- - лишение избирательных прав

Биографическая справка

Родился 1 августа 1869 г. в с. Михайловское-Собакино или Золотарево? Мценскогоуезда Орловской губ. В семье священника. С 1885 по 1889 гг. учился в Орловской Духовной Семинарии. Затем с 1894 по 1928 гг. служил священником в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери села Гремячее Руженской волости Карачевского уезда Орловской губернии (ныне территория Навлинского р-на Брянской обл.). Был лишён избирательных прав.

Все, кто знал о.Александра, считали его "не от мира сего". У них с матушкой было восемь детей. Он ни разу никого не шлепнул, и возмущался если это делала супруга. Занимался духовным воспитанием детей и совсем не заботился о материальном благополучии семьи. На упреки супруги неизменно отвечал: "Бог даст день, Бог даст и пищу". Семья жила бедно, матушке приходилось подрабатывать шитьем. После революции начались бесконечные обыски. На вопрос о.Александра что ищете ответили, что ищут оружие. Он показал свой крест на груди и сказал, что это единственное его оружие. Скоро семью стали выселять из дома и забирать все имущество. Толпа женщин возмущалась этим и о.Александра обвинили в организации бабьего бунта.

К этому времени старших детей в семье уже не было. Старший сын погиб на фронте в 1914г., а старшая дочь умерла от чахотки. Остальные разъехались в разные города. Боясь за них матушка запретила писать даже письма и только изредка передавались весточки через знакомых. В семье осталась только младшая дочь. Жили в маленьком сарае, где о.Александр сам сложил печку. После закрытия храма в с.Гремячем семья перебралась в с.Речица, где батюшка служил в одном из двух храмов: в честь Рождества Богородицы и во имя Архистратига Михаила. В то время он занимал должность благочинного.

В с.Речица семья о.Александра жила в церковной сторожке, но скоро и здесь храм закрыли. Однако о.Александр продолжал выполнять обязанности священника: крестил, исповедовал и т.д. Цену никогда не назначал. Говорил: "Что дадите, а нет ничего, так и не надо". И часто ничего не приносил домой. Потом из сторожки семью выгнали и их приютила одна вдова с 4-мя детьми. Здесь семья о.Александра жила до его ареста.

Был арестован 29 сентября 1936 г. и содержался в тюрьме г. Карачев. В тюрьме о.Александра навестила один раз жена брата, которая жила в Карачеве. Видела его только издали, поговорить не пришлось. Тюрьма переполнена, условия ужасные. Когда она пришла в другой раз, то уже ничего не смогла узнать об о.Александре.

Был приговорен к расстрелу и приговор о расстреле был приведен в исполнение в тюрьме г. Брянска 16 февраля 1938 года.

Также сохранились следующие воспоминания о нем:

«Всю свою жизнь он служил в Карачевском районе Брянской области, в селах Гремячее и Речица. Был он вроде бы обычным деревенским священником, но отличался чрезмерной добротой к людям, отдавая всего себя служению Богу. О батюшке Александре ещё при его жизни ходили легенды о доброте его и любви к Богу и людям. Много позже, почти через 30 лет после гибели о.Александра его земляки вспоминали своего батюшку и рассказывали о нем детям и внукам. А он был просто удивительным человеком, всегда готов был помочь ближнему, чем только мог. Зачастую, приходя совершать требы в дом к бедно живущим людям, он не только ничего не брал за свою службу, но буквально все до последней копейки, вывернув карманы, оставлял хозяевам дома. При этом его мало волновало, будет ли у него самого на ужин кусок хлеба. Люди называли его «святым» ещё при жизни. Любой человек и в любое время мог прийти к нему со своими проблемами, своей болью, и получить добрый совет и утешение. Никому и ни в какой просьбе о. Александр не отказывал.

Могли ли стерпеть коммунисты такую любовь людей к деревенскому попу? Конечно же нет! И 30 сентября 1937 года о. Александр был арестован и осужден по 58 статье. Полгода его мучили, содержали в нечеловеческих условиях (когда в тесном помещении людей было столько, что можно было только стоять вплотную друг к другу). Священнику Александру Никольскому (а ему было в ту пору уже 69 лет) предлагали отказаться от сана в обмен на свободу. Некоторые его знакомые священники так и поступали, устраиваясь потом довольно не плохо: кто становился учителем, кто счетоводом. Но о. Александр ни о чем таком даже думать не хотел. Он прекрасно понимал, что его ожидает, сознательно шел на муки. Через полгода мучений приговор о расстреле был приведен в исполнение.