Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Рассахонов Степан Федосович

Рассахонов Степан Федосович
Иерей

Дата рождения 1882

Место рождения село Столбун Гомельского уезда (БССР)

Известен только год рождения

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
19111917Псаломщик/псаломщица
19171920Диакон
1920 - ИерейХрам во имя святого архистратига Михаила села Денисковичи Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Злынковский район Брянской области)
1930 - ИерейХрам во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца села Малые Щербиничи Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Злынковский район Брянской области)
- - ИерейХрам в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Хохловка Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовского района Брянской области)

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
31.12.1924 -
- - лишение избирательных прав
05.11.193018.11.19313 года концлагеря
10.08.1937 - 10 лет ИТЛ

Биографическая справка

Родился в 1882 году в селе Столбун Столбунской волости Гомельского уезда Могилевской губернии (ныне Ветковский район Гомельской области, Белоруссия) в крестьянской семье, русский. Получил домашнее образование: «образования я достигал лично своими трудами, нанимал подготовителей и учился, таким путем я выдержал экзамен при духовной семинарии».

С 1911 г. по октябрь 1917 г. служил псаломщиком в храме во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Воздвижения Честного Животворящего Креста Его (построен в 1835 году на месте старого, закрыт в 1929 году, в 1933 был взорван) села Костюковичи Костюковичской волости Климовичского уезда Могилевской губернии (ныне районный центр Могилевской области, Белоруссия). Затем с 1917 по 1920 годы – диаконом в храме во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Преображения (построен в 1839 году, не сохранился) местечка Ветка Ветковской волости Гомельского уезда Гомельской губернии (ныне Ветковский район Гомельской области, Белоруссия).

Также служил диаконом в селе Прибытки Носовичской волости Гомельского уезда Могилевской губернии (ныне Гомельский район Гомельской области, Белоруссия) в храме во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Рождества. Храм построен в 1803 году, деревянный, пятикупольный, не сохранился. В 1972 на месте фундамента храма было воздвигнуто кирпичное здание сельского совета. В 2012 году близ места, где предположительно был алтарь (о чём свидетельствуют остатки полукруглого фундамента, аспиды), воздвигнут православный восьмиконечный памятный крест.

В 1920 году был переведен в село Грабовку Носовичской волости Гомельского уезда Гомельской губернии (ныне Гомельский район Гомельской области, Белоруссия) где служил в качестве священника в храме во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Вознесении (построен 1879 году, разрушен в 1946), где прослужил до февраля 1924 года. До июля 1923 года он был обновленцем. Потом с ним получился перелом:«с обновленца стал ярым тихоновцем...». Он «выделился из среды окружающего духовенства, которое продолжало быть обновленческим» и к нему «за 20 - 30 вёрст из окружающих деревень крестьяне ездили крестить детей и венчаться. прослыхав о Грабовском «святом».

Далее с 1924 года на протяжении шести лет проживал в селе Денисковичи Денисковичской волости Новозыбковского уезда Гомельской губернии (ныне Новозыбковский район Брянской области). Служил священником в храме во имя святого архистратига Михаила. Из-за конфликта с псаломщиком Малахом Самсоновичем …, вынужден был переехать в село с. Малые Щербиничи, «куда меня пригласили верующие, условно поменявшись местами с бывшим священником Мармазинским. Мармазинского же Денисковичские гр-не не приняли». Там служил с августа 1930 годав местном храме во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (деревянной постройки 1712 года на пожертвования прихожан, в 1960-е годы разрушен, чудом сохранились фотографии тех лет, впрочем, как и уцелевшие иконы, спасенные прихожанками храма).

О себе в тот период он говорил следующее: «С бедноты за требы я платы совершенно не брал, поэтому по распоряжению ВЦИКа с меня была сложена половина налога», «к Советской власти я отношусь согласно апостольского учения, я как христианин одинаково должен относиться ко всякой власти безразлично, каждую власть я признаю и подчиняюсь, как власти от Бога».

В 1925 или 1926 году был под следствием по подозрению совершения обманных действий, находился под стражей 3-4 дня. Был оправдан. Избирательных прав лишен как священник, сельскохозяйственным и подоходным налогом не облагался, т.к. в селе Малые Щербиничи на момент ареста жил около 2-х месяцев.

6 ноября 1930 г. был арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР. Содержался под стражей в арестантском помещении Чуровичского РАО. Обвинялся в том, что «... будучи враждебно настроенным к существующему госстрою диктатуры пролетариата вёл систематическую антисоветскую агитацию и состоял активным членом контрреволюционной организации». В предъявленном обвинении виновным себя не признал.

Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ от 18 ноября 1931 года был приговорен к лагерному заключению сроком на 3 года, срок считался с 6 ноября 1930 года.4 февраля 1933 года на Заседании Коллегии ОГПУ (судебном) было пересмотрено дело гр. Рассахонова Спепана Федосеевича и постановлено: «ДОСРОЧНО ОСВОБОДИТЬ и выслать через ППОГПУ в Севкрай на оставшийся срок».

Он был выслан в гор. Мариинск (Мариинского района Западно-Сибирского Края (ныне районный центр Кемеровской области), где пробыл три месяца, после чего отправлен в на строительство Беломор-Балтийского канала в гор. Повенец Повенецкого района КАССР (ныне поселок городского типа в Медвежьегорском районе Республики Карелии). 25 марта 1933 года был признан нетрудоспособным, отправлен на вольную ссылку в гор. Вологду Северного Края (ныне областной город Северо-Западного федерального округа), а через некоторое время в гор. Кировск (бывший поселок Хибиногорск) Мурманского округа Ленинградской области (ныне город в Мурманской области), где пробыл три месяца и сбежал «на вольном поселении я заболел, средств для существования не было, я решил покинуть самовольно», не отбыв четыре месяца до окончания срока наказания. Вернулся в село Денисковичино, не устроившись на службу, переехал в село Хохловку.

На момент ареста в 1937 году проживал в селе Хохловка Климовского района Клинцовского округа Западной области (ныне Климовский район Брянской области). Служил священником в храме Во имя Пресвятой Богородицы, в память честного Её Покрова (деревянный, 1886 года постройки).

10 августа 1937 года был арестован по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10, ч. 1 УК РСФСР. На время следствия содержался в тюрьме гор. Новозыбкова. Обвинялся в том, что «после совершенного побега, проводил контрреволюционную работу, распространял сфабрикованные на религиозную тему листовки, проводил нелегальные собрания. Всячески компрометировал Сталинскую конституцию, доказывал о скорой войне и гибели Советской власти, сожалел о расстрелянных шпионах».

Виновным себя признал только в части побега, остальные обвинения категорически отрицал.

На заседании особой тройки при УГБ УНКВД Западной области от 20 сентября 1937 года приговорен к лагерному заключению сроком на десять лет. Реабилитирован 5 июня 1989 года.