Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Проект «Брянское духовенство» > Биографическая база духовенства XX век

Богоявленский Василий Дмитриевич

Богоявленский Василий Дмитриевич
Архиепископ

Дата рождения 1867

Место рождения село Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии

Точно известен только год рождения

История служения

Дата началаДата окончанияСанМесто служения
18891890ДиаконХрам села Старая Дегтянка Тамбовской губернии
18901896ИерейХрам села Овсянки Кирсановского уезда Тамбовской губернии
19051908ИерейКазанский Кафедральный Собор
19081908Монах/монахиняАлександро-Невская Свято-Троицкая Лавра города Санкт-Петербург
1908 - АрхимандритАлександро-Невская Свято-Троицкая Лавра города Санкт-Петербург
19091909ЕпископАлександро-Невская Свято-Троицкая Лавра города Санкт-Петербург
19091911ЕпископХарьковская епархия
19111916ЕпископЧерниговская епархия
19161917АрхиепископСвятейший Правительствующий Синод
19161917АрхиепископЧерниговская епархия
19171917АрхиепископПредсоборный Совет, город Москва
19171918АрхиепископЗаиконоспасский монастырь, город Москва
19181918АрхиепископСвященный Собор Российской Православной Церкви
19181918АрхиепископПатриаршее управление при Патриархе Тихоне

Преследования

Дата арестаДата приговораПриговор
26.03.1917 -
29.03.1917 - дело прекращено
- 27.08.1918расстрел

Биографическая справка

Родился 01 февраля 1867 г. в селе Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне село в Первомайском районе Тамбовской области) в семье священника. Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью ко Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении совершеннолетия, у него не было сомнений в выборе пути. Он решил пойти по стопам своего отца, решив посвятить свою жизнь служению Господу и ближним. Родственник митрополита Владимира (Богоявленский Василий Никифорович).

В 1888 г. окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Неприхотливый в быту, с детства приученный к труду и молитве, в Тамбовской Духовной Семинарии Василий проявил себя как одаренный ученик. Он успешно оканчивает Семинарию и 20 сентября 1889 г. принимает рукоположение в сан диакона.

20 сентября 1889 г. - март 1890 г. совмещал служение диакона с трудом учителя одноклассной церковноприходской школы с. Старая Дегтянка (Дегянка, Нагорное) Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне село в Сосновском районе Тамбовской области).

11 марта 1890 г. рукоположен в сан священника. До 1896 г. служил в с. Овсянки Кирсановский уезда Тамбовская губернии (Овсяновка ныне село в Кирсановском районе Тамбовской области России).

Неизлечимая болезнь супруги заставляет о. Василия подумать о других условиях службы Святой Церкви. В 1896 г. он поступает в Казанскую Духовную Академию, ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий). О. Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным советом. После окончания Академии в 1900 г. (кандидат богословия) епископ Антоний предлагает о. Василию остаться в Казани. Батюшка соглашается на предложение своего учителя. Здесь он продолжает нести свой пастырский подвиг еще и в качестве преподавателя Академии.

1905-1908 гг. занимает должность ключарь в Кафедральном соборе г. Казань. 

С 1907 г. - член Духовной консистории. В 1907 г. удостоен степени магистра богословия за сочинение "Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического исследования".

Тяжелое испытание, посланное о.Василию Богом, в виде преждевременной смерти жены, понято было ревностным пастырем как призыв к нему отказаться от радостей личной жизни и всего себя отдать на служение Господу и Его Святой Церкви. По благословению владыки Антония о.Василий оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Свято-Троицкую Лавру г. Санкт-Петербург, где 14 августа 1908 г. принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени. 

В октябре того же года указом Св.Синода иеромонох о.Василий назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. 

14 октября 1908 г. - 1909 г. будучи ректором Черниговской Духовной Семинарии архимандрит Василий проявляет особый педагогический талант и организаторские способности, что становится известным за пределами Черниговской епархии.

26 июля 1909 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковский) в Троицком соборе Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры г. Санкт-Петербург рукоположен в епископы.

26 июля 1909 г. - 04 марта 1911 г. - епископ Сумской, викарий Харьковской епархии.

04 марта 1911 г. - 12 мая 1911 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии.

12 мая 1911 г. - 05 октября 1916 г.  - епископ Черниговский и Нежинский. 

Со времени упразднения Ильинского монастыря и обращении его в Троицкий Архиерейский дом, высшим домоправителем является архипастырь Чернигова Василий Богоявленский с 13 мая 1911 г.

Черниговская епархия была одной из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником ее выдающихся архипастырей. С именем преосвященного Василия было связано множество начинаний в епархии, журнал "Русский паломник" писал: "...устройство двух новых обширных странноприимных дома, прибывающих на поклонение мощам святителя Феодосия [Черниговского]; устройство совершенно нового в практике епархиальной жизни России дела - санатория для воспитанников семинарии, чем дается возможность склонных к туберкулезу учащимся провести летние месяцы в такой обстановке, которая требуется для подобного рода больных, современной медициной... открытие в епархии 2-го епархиального женского училища... возведение Епархиального Дома с храмом и залой для религиозно-просветительских целей и целым рядом благотворительных учреждений при нем. Черниговская епархиальная библиотека была одной из лучших в России. Деятельность Православного Братства св.мч.Михаила, князя Черниговского была преобразована "на новых широких началах": было создано 9 новых комитетов, открыты приходские отделения по всей епархии и т.п. Основной целью Братства, по замыслам Владыки, было "религиозно-нравственное просвещение народа путем устройства научно-богословских лекций для интеллигенции, посредством ведения популярно-научных чтений для народа, открытие при Братстве книжного склада, в котором "православный народ всегда может найти себе действительно нравственно-здоровую пищу". В 1912г. с целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии начал выходить православный журнал "Вера и жизнь". Благодаря миссионерской деятельности Братства, возглавляемой Святителем Василием, на Черниговщине обратилось в единоверие большое количество старообрядческих беглопоповских и беспоповских поселений. В Черниговской епархии было создано единоверческое Старообрядческое благочиние, в ведении которого насчитывалось 18 церквей, в них богослужения совершались по древнеправославным обрядам. Большое внимание Святитель уделял благотворительности. Стараниями владыки Василия в тяжелые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований для пострадавших от неурожая губерний.

С июнь 1916 г. - и.о. председателя Издательского Совета при Святейшем Правительствующем Синоде.

05 октября 1916 г. рукоположен в сан архиепископа.

05 октября 1916 г. - 06 мая 1917 г. - архиепископ Черниговский и Нежинский.

С началом революции Владыка Василий становится одной из первых жертв гонений на Православную Церковь. По распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета он был дважды подвергнут аресту.

29 марта 1917 г. препровожден властями в Петроград. Ему были предъявлены нелепые обвинения: узурпация власти и стремление к наживе, имя его было оболгано в печати. Это было столь нелепо, что уже в 1917 г. была полностью доказана невиновность владыки.

14 апреля 1917 г. по указу Временного Правительства освобожден от присутствия в Святейшем Синоде.

6 мая 1917 г. уволен на покой, назначен управляющим Николаевской Теребенской пустыни Тверской епархии.

В 1917 г. архиепископ, Предсоборный Совет г. Москвы.

С 11 августа 1917 г. - управляющий Заиконоспасского монастыря г. Москвы.

В 1918 г. - член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.

В мае 1918 г. вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне и 11/24 июля 1918 г. был назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху Тихону).

По постановлению Священного Собора Российской Православной Церкви для расследования обстоятельств ареста архиепископа Андроника Пермского была направлена в Пермь комиссия во главе с архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми. Советское правительство не препятствовало этому расследованию и даже предоставило комиссии отдельный вагон. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело Владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне и к могилам мучеников начались паломничества, у могилы совершались чудотворения. Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и предали сожжению. По другой версии, архиепископ Василий был арестован и после непродолжительного тюремного заключения расстрелян вместе с другими членами комиссии 27 августа 1918 г. Судьба членов Комиссии была неизвестна членам Собора, в октябре 1918 г. Соборный Совет предпринял попытки узнать о судьбе новомучеников. На родине святителя Василия - на Черниговщине - верующий народ благоговейно почитает его память.

Священномученик архиепископ Василий (Богоявленский) канонизирован 20 августа 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. по представлению Черниговской епархии.

Дни памяти:

Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02;

14.08/27.08 (день мученической кончины (1918г.)).

Источники:

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.70, 178.

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.277.

Агафонов П.Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995. С.60.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.965.

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.85-88.

Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.172-173.

Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.

Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиеп.Пермский Андроник, еп.Соликамский Феофан, архиеп.Черниговский Василий, еп.Семиреченский Пимен. 1867-1918/ Сост.В.А.Королев. Фрязино, 1998. С.90-102.

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.

Шумило Виталий. Священномученик Василий Черниговский// Православная жизнь (Orthodox Life) (Приложение к Православной Руси). 1998, февраль, N 2 (578). С.13-17.

ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.531.

РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Д.19128.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.

Черниговские епархиальные ведомости. 1911, №14, с.382.