Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра

Карачевское благочиние

Храм во имя Всех Святых

Адрес:242500, г. Карачев, ул. Некрасова, 30
Год постройки:1865-1874
Духовенство:Настоятель - протоиерей Леонид Бугакин

История храма:

В 1776 г. «коштом всех граждан» города Карачева на юго-восточной его окраине для крестьян ближайших деревень была построена деревянная церковь во имя Всех Святых с колокольней. Второй престол этого храма находился в «тёплой» трапезной. Он был освящён во имя святителя Николая Чудотворца. Эта церковь стояла напротив нынешней каменной, через дорогу, при впадении речки Пастушки в Снежеть. Спустя много лет русло Снежети отступило, а на месте бывшей протоки пролегла Орловская улица (ныне улица Некрасова). В мае 1865 г. Всехсвятскую церковь и её приход постигла беда. Вот что сообщил об этом в своём письме епископу карачевский благочинный протоиерей Василий Любомирский: «При сильном и порывистом ветре загорелся дом одного из жителей города Карачева, винопродавца, от которого не более как в полчаса были объяты пламенем, распространившимся версты на две в виде огненной реки, многие дома и жилища, всякие строения, находившиеся по направлению ветра в юго-восточной окраине города. Скорее же всех жилищ человеческих, от возникшего пожара воспламенился и сгорел до основания Храм Божий – деревянный, во имя Всех Святых, так как был он выше и потому открытее для огня. Зрелище было страшное и поразительное. Многие бежали спасать от огня храм. Но не спасли ни храма Божия, ни жилищ, ни даже своих женщин, потому что огонь с быстротою сильного ветра все обнимал и истреблял. Его достоянием становились не только сам храм, но и церковное имущество, вся утварь, церковные книги и документы. Вместе с храмом сгорели две слободы, составлявшие почти весь приход Всесвятской...». После пожара в Карачеве была организована комиссия по сбору денег «в пользу погоревшей церкви», а её причт и приход приписали к Никольскому храму. Вскоре местный священник Фёдор Коренев и церковный староста крестьянин Алексей Георгиевич Худяков занялись постройкой кирпичной церкви. «При помощи Божьей и при содействии граждан города Карачева» новый Всехсвятский храм «закончен был полным устройством» и освящён в 1874 г. В нём оборудовали три престола: в настоящей «холодной» части – во имя Всех Святых, а в «тёплой» трапезной – во имя святителя Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери «Тихвинская». За пожертвование в пользу храма 1215 рублей серебром карачевский купец Иван Степанович Сытин в 1872 г. был удостоен благословения Святейшего Синода.

Одноглавую бесстолпную церковь поставили на возвышенном, обращённом к полю и реке откосе. В градостроительном плане её можно сравнить с московским храмом Христа Спасителя, архитектура которого рассчитана, в первую очередь, на восприятие здания с дальних расстояний. Всехсвятская церковь хорошо смотрится с поймы Снежети, из приходских деревень, являясь ближайшей к ним доминантой панорамы города.

Укреплённые на центральном своде цепи поддерживают паникадило XIX в., сохранившееся доныне. Проём с уступом ведёт в заметно превышающую по своей ширине основной объём трапезную с «голландскими» печами, когда-то использовавшимися для отопления приделов. Трапезная перекрыта системой сомкнутых сводов, которые поддерживают расположенные ближе к восточной стене арки с двумя столбами. Прежде трапезная также была ориентирована поперечно (16 × 17 × 7,5 м), но в процессе перестройки 1995 г. её несколько удлинили, расширив притвор, расположенный в нижнем ярусе колокольни – самой узкой части церковного здания (6 × 6 × 20 м).

В 1894 г. усердием старосты Василия Павловича Бабаскина на собранные им пожертвования был выполнен внутренний ремонт храма, заключавшийся в поновлении всех трёх иконостасов и росписи внутренних поверхностей стен. До наших дней те иконостасы не сохранились, однако нынешний резной иконостас перед центральным престолом поражает своим великолепием.

Вне иконостасов в 1915 г. во Всехсвятской церкви находилось 65 икон, 24 из которых были помещены в киоты со стёклами, а 13 – в рамы без стёкол. В страховой ведомости движимого имущества храма 1925 г. икон указано значительно больше: 25 – в киотах со стёклами, 20 – в рамах со стёклами, и 49 – в рамах без стёкол. Возможно, в этот список включены образа в иконостасе.

Выполненная в 1894 г. в духе позднего академизма масляная роспись свода и стен основного помещения, а также алтаря частично сохранилась доныне. Цветовая гамма построена на тёмных тонах: синих, красных и зеленоватых.

В 1915 г. Всехсвятский храм имел дубовый главный престол, покрытый кипарисовой столешницей. Придельные престолы и жертвенники были изготовлены из сосны, а столешницы – из липы. Часть предметов церковной утвари указаны в страховой ведомости серебряными: дарохранительница, 4 напрестольных креста, оклад одного из Евангелий, 6 блюд, 2 потира, 3 дискоса, 3 звездицы, 2 лжицы. Всего в ведомости означены 212 предметов, оценённых общей суммой 5814 рублей. Священник Григорий Морозов пожелал застраховать движимое имущество в половинной стоимости. К 1925 г., после известных мероприятий по экспроприации церковных ценностей, в храме остались лишь 8 серебряных предметов: дарохранительница, напрестольный крест, 2 блюда, потир, дискос, звездица и лжица.

По состоянию на 1915 г., звон Всехсвятской церкви состоял из пяти колоколов, а в описи 1925 г. их значится уже шесть, общим весом около 2,3 тонн, но один из колоколов указан разбитым, а фрагмент другого – отколотым.

В 1890 г. вокруг храма старанием церковного старосты Петра Фёдоровича Терехова была устроена сплошная каменная ограда. На территории стояла сторожка, которая в 1841 г. упоминается деревянной. В 1957 г. сторожка была выстроена заново; в ней оборудовали крестильное помещение.

Приписанной земли у Всехсвятской церкви не было, но, по состоянию на 1903 г., 1,5 десятины земельных угодий находились в собственности причта.

По сведениям 1841 г., метрические книги хранились в храме с 1788 г., а исповедальные росписи – с 1809 г. Во время пожара 1865 г., по всей видимости, часть документов удалось спасти, ибо в начале ХХ в. сообщалось, что вышеуказанные книги и росписи хранились с 1846 г.

С 1783 г. в состав причта Всехсвятской церкви входили священник, дьякон и два причетника. Священник и дьякон, по сведениям 1841 г., имели собственные дома́. Жалованье служители храма в то время не получали и считали своё состояние скудным. В начале ХХ в. в состав причта входили только священник и псаломщик, которые были обеспечены казённым жалованьем 400 рублей в год на обоих.

Священниками до середины 1900-х гг. были Георгий Тимофеев (упоминается в 1783-1795 гг.), Ефим Георгиев (1815), Фёдор Коренев (1836-1867), Тимофей Соколов (1887-1899), Григорий Диомидов (1899-1903).

Причтовых помещений в составе церковной недвижимости длительное время не значилось: служители храма обитали в собственных домах или снимали жильё для себя и своих семей. Дом для священника при церкви Всех Святых впервые упоминается в документе 1961 г.

По состоянию на 1841 г., в приход Всехсвятского храма, помимо городских жителей, входили обитатели слободы Прилепы (33 двора, 107 мужчин и 117 женщин) и деревни Малая Бошинка (9-41-35), а всего в приходе насчитывалось 181 двор, 638 мужчин и 645 женщин. Позднее к приходу были присоединены жители деревни Ушивка (ныне Вишнёвка) – единственного приходского селения, не пострадавшего при пожаре 1865 г. В 1903 г. в приходе жительствовали 728 мужчин и 746 женщин, а к вышеперечисленным населённым пунктам прибавились Беломестная слобода и деревня Глыбочки. Основными занятиями прихожан были земледелие и обработка пеньки на фабриках. В описании Всехсвятской церкви тех лет отмечено, что её прихожане «храм Божий посещают усердно и на его нужды отзывчивы».

Старостами церкви Всех Святых были Иван Павлович Бабаскин и крестьянин Николай Худяков. Они попечительствовали над церковно-приходской школой, для которой в 1900 г. тщанием священника Григория Диомидова и старосты Бабаскина было построено новое просторное здание, в котором обучались как мальчики, так и девочки. Школа содержалась на казённые и церковные средства. По сведениям 1903 г., её посещали 63 ученика. Учащиеся вместе с прихожанами-любителями принимали участие в пении и чтении в храме во время богослужений. В 1911 г. учитель Всехсвятской школы Александра Птицына была награждена медалью «За усердие». В послереволюционные годы церковная школа была преобразована в общеобразовательную, именовавшуюся Новослободской. Она действовала почти до конца ХХ в., а затем это здание вновь передали храму.

Окраинная Всехсвятская церковь находилась на достаточно большом для города расстоянии от ближайших к ней храмов – Благовещенского, Введенского и Никольского – около 1,5 км.

С 1915 г. настоятелем Всехсвятского храма упоминается Григорий Дмитриевич Морозов. Он родился 10 января 1864 г. в селе Большое Боброво Дмитровского уезда Орловской губернии. О. Григорий служил в церкви Всех Святых до 1937 г. и сполна испытал все невзгоды, выпавшие на долю духовенства в безбожное время. Первый раз он был арестован в 1932 г. по обвинению в том, что в 1919 г., являясь активным участником «контрреволюционной демонстрации духовенства, направленной против советской власти» [так по терминологии тех лет именовался крестный ход. – Прим. авт.], распространял слухи о скором её свержении. Лишением свободы дело тогда не закончилось, и о. Григорий ещё в течение пяти лет продолжал нести свой нелёгкий крест, вселяя в души прихожан надежду на лучшую долю. 25 ноября 1937 г. Григорий Дмитриевич был вновь арестован и обвинён в распространении слухов о скорой гибели советской власти, а также в систематическом проведении среди граждан Карачева антисоветской агитации против колхозного строительства. Постановлением особой «тройки» при УНКВД Орловской области о. Григорий был приговорён к расстрелу с конфискацией личного имущества. 13 февраля 1938 г. приговор привели в исполнение. 16 июня 1960 г. Григорий Морозов был реабилитирован.

В 1930 г. Брянский окрисполком пытался закрыть Всехсвятский храм ввиду отказа религиозной общины от пользования зданием церкви, однако Западный облисполком признал эту инициативу необоснованной, ибо верующие отказались от храма из-за завышенной ставки ренты, впоследствии отменённой.

Закрыли церковь Всех Святых как «не функционирующую» в 1938 г., одновременно с Архангельским собором и Введенским храмом. Как следует из вышесказанного, «не функционирующей» церковь стала после ареста и последующего расстрела её настоятеля Григория Морозова. Здание Оргкомитет ВЦИК по Орловской области предписал использовать «под культурное учреждение».

В период фашистской оккупации Карачева Всехсвятскую церковь возобновили. При отступлении неприятельских войск из города здание храма было повреждено, а всё церковное имущество уничтожено. Убытки оценили в 87.440 рублей.

Несмотря на нанесённый ущерб, церковь Всех Святых осталась действующей и впредь не закрывалась. Этому во многом способствовало окраинное расположение храма: он «мозолил глаза» власть предержащим несколько меньше, нежели другие городские церкви. И всё же в начале 1950-х гг. власти предприняли попытку закрыть храм и даже пытались снести его главку, но прихожане сумели отстоять дом Божий. В найденных документах отмечено, что вклад Всехсвятской церкви в кассу епархии в 1950 г. составил 19 тысяч, а в 1951 г. – 45 тысяч рублей. В 1954 г. при обследовании молитвенных зданий Брянской области храм был отнесён к «активно действующим». В 1961 г. в состав его причта входили два священника и один псаломщик.

После возобновления Всехсвятской церкви службу в ней несли священники Дмитрий Нефедьев и Пётр Хлебтовский. Они сыграли заметную роль как в деятельности Брянской епархии, так и в жизни карачевских верующих. Настоятель храма протоиерей Дмитрий Семёнович Нефедьев, прослуживший в нём более 20 лет, активно боролся за правильность исчисления налога на доходы храма, а также устроил на средства церкви небольшую гостиницу для верующих, приходивших на службы из далёких селений (по сведениям 1961г. число прихожан церкви Всех Святых достигало 2000).

Настоящей  легендой Всехсвятского храма был Пётр Михайлович Хлебтовский (1882-1956). Свою многолетнюю деятельность на духовном поприще он начал в 1900 г., будучи определённым на место псаломщика Ильинской церкви села Гавриловское. В 1907 г. Петра Михайловича перевели во Всехсвятский храм Карачева, в котором он прослужил псаломщиком, дьяконом и священником до конца жизни, за исключением нескольких лет, проведённых в заключении по обвинению в антисоветской агитации.

Начиная с середины 1960-х гг., во Всехсвятском храме служили священники Сергей Сергеевич Сапсай (1963), Виталий Ерофеевич Любичев (1963), Георгий Константинович Зинькевич (1964-1967), Никита Данилович Гаврильчик (1963-1967), Илларион Минаев, Фёдор Харламович Макаров (1967-1971), Геннадий Иванович Сташкевич (1968- 1989), Василий Сергеевич Голенков (1985-1987), Алексей Дмитриевич Горькун (1989-2001, похоронен возле церкви), Михаил Тришкин (1995 – 1999), Сергей Кузин (1997 – 1998, 2004 - 2007), Вячеслав Мухитов (1998 – 2001), Леонид Бугакин (1999 – 2002), Игорь Савенков (2002 – 2004), Василий Продун (2004 – 2007). С 2007 года по настоящее время настоятелем церкви Всех Святых является протоиерей Леонид Бугакин.

Временем наибольшего расцвета религиозной жизни храма было настоятельство протоиерея Алексея Горькуна. Была создана крепкая община верующих, храм посещало много молодежи, приезжали верующие из других городов. При отце Алексее и старосте Юлии Петровне Гамаюровой была восстановлена колокольня, возведен новый резной иконостас главного престола, построено двухэтажное здание церковного дома, сделаны другие ремонтно-восстановительные работы. Отец Алексей вдохновил на путь священнического служения около 10 священников.

Как и встарь, в храме действуют три престола. Вместо разобранной в 1930-х гг. каменной ограды в середине ХХ в. была выстроена деревянная, а с 1990-х годов церковную территорию окружает новая узорчатая ограда из металла. Рядом находится церковный дом, в котором действует воскресная школа. К храму приписана часовня Всех Святых на мемориальном комплексе «Хацунь».

Святыни храма:

иконы Богоматери «Споручница грешных», «Семистрельная, или Умягчение злых сердец», Тихвинская.

Престольные праздники:

- День Всех Святых - празднуется в первый воскресный день после торжества Пятидесятницы

- 22 мая - День перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

- 9 июля – Тихвинская икона Божией Матери

- 19 декабря - День памяти святого  Николая Чудотворца