«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»
2022 год в жизни секретаря и духовника Брянской епархии протоиерея Павла Чикалина отмечен несколькими знаменательными событиями – 55-летним юбилеем со дня рождения, 30-летием иерейской хиротонии, 10-летием служения в должности секретаря епархиального управления и 30-летием возвращения Спасо-Гробовского храма Русской Православной Церкви. Три десятилетия отец Павел является настоятелем этого удивительного храма, стоял у истоков его возрождения в начале 1990-х. Сегодня Спасо-Гробовской храм является визитной карточкой города Брянска и привлекает внимание паломников и туристов своим утонченным и изящным архитектурным обликом. В юбилейный год протоиерей Павел Чикалин поделился с читателями нашего издания воспоминаниями о детстве, о жизни в многодетной семье, о принятии священного сана, о воспитании своих детей и, конечно, о восстановлении дорогого и любимого уже не одному поколению брянцев Спасо-Гробовского храма.
«Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12).
- Отец Павел, вы родились в верующей семье?
- Да, действительно, для меня явилось большим счастьем то, что я родился в православной верующей семье. Получил от родителей христианское воспитание и очень им за это благодарен. Вспоминаю, как в детстве ходил в храм с дедушкой и бабушкой. В то время храмов действовало мало, поэтому для меня главным был Троицкий храм в Бежичах, где служил ныне покойный протоиерей Александр Козлов. Там я и крестился. Под праздники посещал всенощные богослужения в Петро-Павловском монастыре, тогда это был приходской храм. Здесь служил настоятель протоиерей Евгений Самойлик, и вторым священником очень долгое время был протоиерей Владимир Власов. Это уже покойные священнослужители, но я их очень хорошо помню. Третьим храмом, который я также посещал, был супоневский храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
Помнится, как родители приучали нас к трудолюбию и прививали такие качества, чтобы по жизни не избегать трудностей. У нас многодетная семья, пятеро детей, и нужно было помогать родителям. Поэтому отец часто давал нам поручения: то помочь поколоть дрова, то принести уголь для растопки печи (мы тогда жили в частном доме), то воды принести. Учеба в школе у нас сочеталась с заботами по хозяйству. Ну и, конечно же, как все дети, мы гуляли с друзьями на улице, родители этого никогда не запрещали. Было много детей, много игр, мы и на велосипедах катались, и на рыбалку ходили. Ну а в воскресные и праздничные дни посещали храм Божий, также и дома молились. Но никогда родители не заставляли нас молиться, а только всегда призывали нас к этому. Ведь молитва – это фундамент нашей жизни, потому что через нее мы находим силы переносить различные трудности. Так что о детстве у меня остались очень добрые, приятные воспоминания.
- Кем были ваши родители?
- Отец работал в локомотивном депо художником-оформителем, но вместе с тем был иконописцем и в свободное от работы время писал и реставрировал иконы. Он подходил к этому делу бескорыстно, никогда не ожидал платы за труды, и если кто-то давал, то старался эти деньги потратить на благотворительные цели. Мама была тоже очень трудолюбивой женщиной. Что такое воспитывать пятерых детей, думаю, каждому понятно, и поэтому все хозяйство было на ее плечах: накормить, напоить, в школу проводить, обстирать, убрать в доме. Мама тоже работала в локомотивном депо в прачечной. В основном обстирывала обмундирования для машинистов и их помощников. Иной раз такие мысли приходят, что мои родители напоминают мне евангельских сестер Марфу и Марию. Марфа больше заботилась о земном, хотя Господь не упрекал ее за это, нужен и этот труд. Отец же больше прививал нам любовь к Церкви. Когда у него была возможность, он ходил на природу и писал этюды. Старался прививать любовь к Богу через любовь к Его творению, через красоту, гармонию, которую папа показывал в своих картинах.
- Отец Павел, какие духовные книги вы читали в детстве?
- Вы знаете, в то время церковная литература была крайне ограничена, мы не имели к ней доступа, и поэтому были рады любой книге, которая попадала в нашу семью. Помню, как вечерами отец любил нам зачитывать изречения из христианских книг и говорил о чем-то душеспасительном. Также общим занятием для моих братьев и сестер было переписывание акафистов, которые мы по очереди читали вечерами, когда освобождались от дел.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).
- После училища вы сразу поступили в семинарию?
- Нет, меня призвали в армию, служил в стройбате в Коломне. После армии протоиерей Александр Козлов пригласил алтарничать в Троицкий храм в Бежичи. И вот я полтора года был там алтарником и считаю, что это время для меня стало большой школой. Случались различные трудности, но как много я для себя приобрел, находясь рядом с таким человеком, слушая его проповеди, наставления и даже и какие-то вразумления. После Бежичей некоторое время помогал своему родному брату протоиерею Георгию. Он служил в сельском храме в честь Преображения Господня в Великой Топали Клинцовского района, и в воскресные дни ездил к нему алтарничать. Вместе с тем помог ему там сделать аналои, свечной ящик и Распятие Христово.
- Решение стать священнослужителем пришло в юности или кто-то повлиял на ваш выбор?
- Я практически вырос в храме. Отец знал многих священнослужителей, поэтому, посещая храмы, он с батюшками по-доброму общался, и я был всегда рядом. Также к нам домой приходили многие священники, они очень уважали отца. Я все это видел, и поэтому эта среда была мне близка. Ну и потом - решение поступить в семинарию было промыслительным. После армии я начал искать работу, но постоянно что-то не удавалось. Хотелось найти что-то по душе: или резчиком по дереву, или столяром, или художником-оформителем, как отец. Способности были, я и пером писал, и печатными буквами. Также в армии этим занимался. Но во многих местах мне отвечали: «К сожалению, у нас нет вакансий». И вот я пообщался с отцом и с некоторыми священниками и принял решение идти в семинарию. Думаю, если Богу будет угодно, то поступлю.
- Удалось поступить с первого раза?
- Да. Но перед этим произошел такой удивительный случай. Обычно, чтобы поступить в семинарию, нужно было какое-то время послужить иподиаконом у правящего архиерея. У нас тогда служил Владыка Глеб, архиепископ Орловский и Брянский, и я поехал с братом к нему на прием в Орел. Архиерей благословил меня: «Ну что ж, приезжай в субботу, будешь у меня держать рипиду». Приезжаю в субботу в кафедральный собор Орла и мне сразу сообщение: «Владыка Глеб почил». Архипастыря уже успели облачить, положить в гроб, и он уже лежал в кафедральном соборе. Но так как о нашем предварительном и последнем с ним разговоре никто не знал, то когда я прибыл в собор, сразу вошел в алтарь. Там меня встретил секретарь епархии, им был архимандрит Вениамин, и сказал: «Надевайте стихарь, берите рипиду и будете стоять у гроба Владыки Глеба». Меня это, конечно, поразило, я был очень тронут и, зная, как сильно уважал православный народ архиепископа Глеба, с благоговением держал эту рипиду и участвовал в похоронах.
В семинарию я поступил без иподиаконства, и при обучении мне очень пригодились мои церковные послушания и полученные знания. Там для меня началась новая жизнь, но очень интересная. Потому как учеба сопровождалась послушанием в семинарской библиотеке. Мне надо было переносить книги, писать пером таблички для книжных разделов, протирать пыль. Там я научился очень бережному отношению к книгам. Окончив Московскую семинарию, был направлен в распоряжение к архиепископу Орловскому и Брянскому Паисию в Брянскую епархию. После того как Владыка рукоположил меня в иереи в 1992 году, я получил назначение на должность клирика Воскресенского храма города Брянска. А уже вскоре был назначен настоятелем вновь открывшегося Спасо-Гробовского храма, где и служу по сегодняшний день.
«А я и дом мой будем служить Господу» (Нав 24:15).
- Отец Павел, кого вы себе избрали в супруги?
- Дочь священнослужителя протоиерея Павла Дроздова, который служил в Супонево. Там я и познакомился со своей будущей супругой Анной. Мы стали вместе, помогая друг другу, идти по жизни. И я, конечно, очень благодарен своей матушке, что она во многом помогает мне, и в церковных делах, но прежде всего в семейной жизни, потому как многое на ней. Господь по милости Своей дал нам троих детей, и слава Богу, что они также стараются выстраивать свою жизнь, служа Церкви. Моя дочь окончила Православный Свято-Тихоновский университет, регентский факультет, вышла замуж, родила троих детей. Сын Илья окончил магистратуру Московской духовной академии, принял священнический сан и сейчас служит настоятелем Благовещенского храма в Брянске. Уже многодетный отец, вместе со своей матушкой воспитывают троих детей. Младший сын Георгий также обучается в Московской духовной академии. В его жизни сейчас ответственный период, в этом году принял сан диакона, недавно родился ребенок.
- Как вы воспитывали своих детей?
- По отношению к своим детям, как и мои родители, я не был строг и требователен. Они с детства в храме. Было даже такое: матушка поет на клиросе, а одна из прихожанок присматривает за нашими маленькими детьми. Случалось, что и на службе они, приклонив голову, засыпали. Полностью выстоять богослужение для них было тяжело. Мы также своих детей не ограждали от друзей и от каких-то занятий. Все они окончили музыкальную школу. А старший сын, отец Илья, еще и художественную школу. Но никакого навязывания, кем стать, не было, это их сознательный выбор.
«Прославляю служение мое» (Рим. 11:13).
- В этом году исполнись десять лет вашего служения в должности секретаря Брянской епархии. Что значит для вас это послушание?
- Я являюсь помощником Владыки Александра и в какой-то мере ощущаю всю многотрудность архипастырского служения. Но он человек мудрый и с помощью молитвы приобретает для себя силы для несения этого креста. Мы же, его помощники, как можем, помогаем ему. За всё благодарю Господа и прошу у правящего архиерея и своих собратьев-священнослужителей, а также тех, кто меня знает, посильных молитв.
Беседовала Елена Ларина