Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Периодика > Публикации > Почему не смываются грехи при окунании в крещенскую иордань?

Публикации

17 января 2018 г.

Почему не смываются грехи при окунании в крещенскую иордань?

19 января православные христиане отмечают двунадесятый праздник Крещение Господне, когда совершается великое освящение воды. О смысле этого христианского праздника, о целебной силе крещенской воды, о купании в проруби, и о том, почему не смываются грехи после окунания в иордань, - наше интервью с заведующим епархиальным информационно-издательским отделом иереем Михаилом Макухиным.

Христос выходит на проповедь

- Отец Михаил, объясните, пожалуйста, что значит праздник Крещения Господня?

- Крещение Господне именуется еще Богоявлением, или по-другому праздник называется Просвещением, когда Божественным Светом просветилась вся вселенная при явлении в мир Спасителя. Христос, его называют Солнцем Правды и Светом Истины, вышел для своего служения, ради которого и пришел в этот мир. Если в Рождество Христово мы празднуем рождение по плоти Иисуса Христа, то здесь уже Сын Божий выходит для проповеди. И он приходит на реку Иордан к пророку Иоанну Предтече, который крестил людей, говоря такие важные слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Иоанн Предтеча принимал покаяние людей, приходивших к нему на Иордан. Они называли свои грехи, и при погружении пророком в воду Иордана, прощались им. Иоанн Предтеча это делал для того, чтобы приготовить людей к встрече Господа, и говорил им:"Я крещаю вас водою, но за мной идет Тот, Кто крестит вас Духом Святым". По-гречески слово крещение значит «баптизо» - погружение. И как у Иоанна Предтечи совершалось погружение людей в воду, в ознаменование покаяния человека и омовения грехов, так крещение Духом Святым означает погружение в жизнь Святого Духа, когда человек всецело предает себя в руки Божии. И Христос неоднократно говорил, что Он пришел не свою волю исполнить, а волю Отца Своего Небесного.

- Каков же смысл праздника?

- Это пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы принести Свое учение и чтобы принести себя в жертву за грехи людей. Учение Христово - это учение о любви Бога к человеку. Настолько Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного Господа нашего Иисуса Христа, чтобы никакой человек не погиб, но имел жизнь вечную. Поэтому праздник нас вразумляет, наставляя на то, чтобы мы тоже задумывались о вечности, и слова Иоанна Предтечи о покаянии адресованы не только к тем людям, которые к нему приходили, но и к нам, людям, живущим в 21 веке.

Купание в проруби – не обязательный ритуал

- Необходимо ли на Крещение купание в проруби?

- Купание в проруби не является церковной традицией, это традиция народная. Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения прыгать в прорубь, а вот прийти в храм желательно. Гораздо лучше, если бы человек в праздник Крещения причастился Святых Христовых Тайн. Потому что геройство окунания не совсем соответствует духу христианской веры. Мужество нужно, и мужество духовное необходимо, потому что всякий христианин – это воин Христов, а каждый воин должен быть мужественен и благоразумен. А неосознанное купание в проруби - это бахвальство, которое никак человека не красит. Да, если погружение в иордань человек рассматривает как некий подвиг и делает это с верой, то вполне можно, если нет противопоказаний по здоровью. Но ни в коем случае нельзя это делать как обязательный ритуал в праздник Крещения. Это нас не делает ни лучше, ни хуже. Если человек рискует заболеть, лучше этого не делать. Особенно стоит избегать погружения в иордань в нетрезвом виде, то есть надо все делать с благоразумием, с благочестием и с благоговением. Не стоит окунание делать обязательным атрибутом праздника и кого-то к этому побуждать. Повторюсь, купание полезно для людей, обладающих здоровьем, силами и рассуждением.

- Многие считают, что при окунании смываются грехи. Это верно?

- Грехи при окунании не смываются. Это происходило до вхождения Христа в воды иорданские, когда люди приходили к пророку Иоанну Предтече на реку Иордан и при погружении в воду называли свои грехи. Иоанн Предтеча исполнял повеление Божие, и по молитвам святого людям прощались их грехи. Вода невидимо вбирала в себя грех человеческий. Но, когда в воду вошел Христос, Сын Божий, он, будучи безгрешным, взял на себя грех этих людей и грех всех людей, когда-либо живших на земле, и всех, которые еще не родились. И коль скоро Христос взял на себя этот грех, то и вода очистилась от того проклятия, которое было наложено Богом на мир за грехопадение человека. Во времена жизни крестителя Иоанна Предтечи Таинства исповеди в нашем понимании не было, и Христос еще не принес жертвы за наши грехи, но люди все равно приходили и называли свои грехи. А если сейчас мы просто нырнем в воду, пусть и иордань, то это не значит, что вода смоет наш грех. Вода омывает только тело. Надо понимать, что такое грех. Грех - это наше оскорбление Бога, нарушение Его святой воли. Думать, что ради того, что мы окунулись в купель, Господь простит нам грех, не верно. Кто это сказал? Нам Господь сказал, что, если кто покается, тому простится. Соответственно, грех прощается только в Таинстве исповеди. И то прощается только тот грех, в котором человек кается. Почему мы не исповедуем детей до семи лет? Потому что ребенок еще не может осознать, что такое грех и что такое не грех. Для прощения грехов очень важно желание человека избавиться от того или иного греха. Господь всегда желает нашего очищения, исправления и всегда готов простить любой грех. Нет греха, который не прощается.

Ночные богослужения

- Есть традиция окунаться в полночь.

- Оснований для того, чтобы окунаться в полночь, нет. Мы не можем сказать, что Христос именно в полночь пришел на Иордан креститься к Иоанну Предтече.

- Совершаются ли на Брянщине ночные богослужения в праздник Крещения?

- Дело в том, что раньше Рождество и Крещение - это был единый праздник Богоявления, и сегодняшние церковные службы по этой причине очень похожи. Теперь праздником Богоявления называется только Крещение. По образцу Рождества Христова, когда совершается ночное богослужение, в некоторых храмах ночью также служатся богослужения. Но вода освящается под утро, когда заканчивается литургия. Совершение ночных богослужений - это по тем или иным причинам сложившаяся традиция, но она не имеет общецерковного распространения. В основном у нас службы совершаются днем. Традиционно ночные богослужения совершаются на Рождество и на Пасху. Хотя, наверное, некоторым людям, нравится ночное богослужение своей необычностью и новизной. Но оно заставляет нас потрудиться. На следующий день многим надо идти на работу, кто-то это легко переносит, кто-то – нет.

Крещенская вода

- Святая Крещенская вода освящается два раза – 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января – в сам праздник Крещения Господня. Эти воды чем-то отличаются?

- В ознаменование события Крещения Господня мы единожды в год на праздник Крещения Господня совершаем великое освящение воды. Это вода называется агиасма, то есть святая вода, освященная самим Богом. Различия никакого нет в той воде, которая освящается 18 числа, и той, которая освящается 19. Это особенности нашей сегодняшней литургической жизни.

- Освящение воды совершается во всех храмах?

- Конечно. После праздничного богослужения от тех храмов, которые находятся недалеко от святых источников, совершаются туда крестные ходы, и там освящаются воды. Освящаются воды источников, рек, озер - освящается и вся вода на земле.

- Существует поверье, что в этот день вся вода становится святой, поэтому можно никуда не ходить, дома в ванной открыть кран и погрузиться в иорданские воды. Так ли это?

- Так думать не совсем благочестиво. Мы должны все равно в праздник прийти в храм и почтить Бога. В храме мы совершаем молитвы, и в этот день со смирением и с благоговением принимаем святыню – освященную воду. Что значит со смирением и благоговением? Не ругаясь, не крича, не требуя, - воды всем хватит. И если вдруг вы увидите, что какая-то ситуация вас смущает, не нужно раздражаться, гневаться, любой вопрос разрешим мирным путем. Самое главное – сохранить в себе мирное состояние духа.

- Когда можно принимать Святую воду?

- Агиасму – святую воду - можно принимать натощак с благоговением, перед этим помолившись. Ею также время от времени кропят свое жилье.

- Можно ли разбавлять крещенскую воду обычной водой и имеет ли она после разбавления ту же целебную силу?

- У нас происходит не разбавление воды, а освящение. Мы знаем, что капля море освящает. И, добавляя крещенскую воду в воду неосвященную, тем самым освящаем ее. То есть освященная вода освящает неосвященную воду. Так у нас происходит в храмах. Мы служим чин великого освящения воды один раз, а потом уже Святую воду добавляем в другие емкости, и эта вода раздается людям.

- Где нужно хранить крещенскую воду?

- Хорошо, если бы она хранилась с благоговением в чистом месте, лучше вместе с иконами. Бывает такое, что люди будут набирать воду на каком-нибудь источнике, и она может позеленеть, тогда ее надо с благоговением вылить в чистое место. Но выливать ее в канализацию не нужно. И вообще никакую святыню нельзя выбрасывать в нечистоты.

- Когда нельзя принимать Святую воду?

- Женщинам в нечистоте употреблять Святую воду не нужно, за исключением страха смертного. Когда, допустим, человек умирает и нет возможности его причастить. У нас есть традиция напутствовать человека Святыми Дарами. Но бывает такое, что рядом нет ни храма, ни священника, тогда умирающему можно дать артос – это хлеб, освящаемый на Пасху, который также хранится в доме, и агиасму – святую воду. Чтобы человек, причастившись этой святыни, шел на встречу с Господом, подкрепляемый благодатью Божией.

- Сколько хранится святая вода?

- До следующего освящения. Как правило, если остается вода с прошлого года, ее смешивают с свежей водой. Но обычно вода хранится от Крещения до Крещения. То есть накапливать и делать коллекцию вод, конечно, не надо. Крещенская вода не испортится, но и лучше не станет, это же не вино, которое чем дольше хранится, тем становится дороже. Святыня нам дается Богом для того, чтобы мы освящали себя и свою жизнь благодатью Божией. К сожалению, у нас так бывает, что человек вспоминает о Боге два-три раза за год: на Рождество Христово, на Крещение Господне и на Пасху, приходя в храм для каких-то действий, причем не самых важных в духовном смысле. Поставить свечу, подать записку – это все хорошо. Но самое главное для нас в этой жизни – это причащение Тела и Крови Христовых, это подготовиться к тому, чтобы наследовать жизнь вечную. Поэтому мы стараемся на каждый двунадесятый праздник и в знаковые дни для человека причащаться. Причастие соединяет нас с Богом. И причащаться нужно с рассуждением о Боге, а не думая только о себе.

- Святая крещенская вода имеет целебную силу?

- Конечно, святая крещенская вода имеет большое значение. Если бы никакого действия она не оказывала, то люди бы за ней не приходили. Но надо помнить, что прежде всего это святыня, и она напоминает нам о Боге и Его силе. И если для человека соприкосновение с Богом бывает исцеляющее, то для бесов упоминание о Боге противно. И вот когда мы с верой и с упованием на Бога приобщаемся святыни, то сила бесовская отходит от человека, и у него может проявиться и вера, и отступят некоторые страсти, которые мучали человека. А страсти у нас бывают разные: страсть наркомании, страсть винопития, страсть гнева и многие другие. Сейчас очень многие средства массовой информации: и Интернет, и телевидение, и печатные - играют со страстями человеческими, они разжигают наши страсти. А человеку надо, наоборот, чтобы эти страсти немножечко поутихли. Но ключевое слово – это вера. Вера в Бога, молитва, участие в церковных Таинствах и приобщение к святыне, в том числе к агиасме – святой воде - все это в совокупности благотворно действует и на душу человека, и на его разум, и необходимо нам для нашего спасения.

Беседовала Елена Ларина