Преподобный Поликарп Брянский

08
Мар

Преподобный Поликарп Брянский

Поликарп Брянский прп. (ок.1500 (?) – сер.-втор. пол. XVI в. (?)). Праздн. переход. 8 март. (23 февр.) в не високосный год / 7 марта (22 февр.) в високосный год; 3 окт. – Собор Брянских святых.

Основатель и игумен брянского Спасо-Преображенского Поликарпова монастыря. Мощи прп. Поликарпа почивали под спудом храма Преображения Господня Спасо-Поликарпова монастыря (утрачены).

История жизни прп. Поликарпа не подтверждена документально и изложена на основе преданий. Именно поэтому существуют многочисленные расхождения как дат жизни и кончины преподобного, так и основания им Спасо-Преображенского (Поликарпова) монастыря.

Согласно преданию, он являлся основателем Преображенского Спасова монастыря в г. Брянске, позже получившего второе название – Поликарпов монастырь. Другое предание сообщало, что св. Поликарп пришел в Спасов монастырь в сане иеромонаха и подвизался в нем 15 лет. Перед смертью завещал погрести себя при «празе» церковном.  (Святыни г. Брянска. С. 623). Легенды, вошедшие в брянские краеведческих издания рубежа XIX-ХХ вв., сообщали, что преподобный много раз оставлял свое уединение и уходил из г. Брянска, а однажды сказал о городе, что будет он ни сыт – ни голоден и с тоски и печали весь разойдется.

Полемика по вопросу происхождения и дат жизни прп. Поликарпа Брянского.

Архим. Сергий (Спасский), ссылаясь на святцы и месяцесловы XVII-XVIII вв., дает наиболее раннюю дату кончины прп. Поликарпа - 1449 г. Согласно рукописи XVI-XVII вв. «Книга глаголемая Описания о российских святых», прп. Поликарп Брянский «преставися в лето 7000 [1492 г. - И.З.] . За ней следуют архим. Игнатий – 1498 г., и архиеп. Филарет (Гумилевский) – 1499 г. Эта же дата приводится в рукописном Месяцеслове (рукопись XVII в.) - «февр. 23-го препод. Поликарпа Брянскаго, бывшаго в лето 7007 [1499-И.З.]» (Бычков. С. 310).

В опубликованной в 1811-1815 гг. «Истории российской иерархии» иером. Амвросия (Орнатского) появилась дата кончины преподобного - 1699 г., поскольку автор считал, что брянский Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1694 г., когда князья Барятинские начали строить в нем каменную церковь Рождества Богородицы (ч. V, М., 1813), ее позже повторил исследователь брянских древностей прот. В. Попов в статье: «Святыни Брянска» (1893).

Новую дату «1621 г.» ввел в оборот историк П.Н. Тиханов («Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Материалы для русской агиологии». СПб., 1893). В ее пользу, как считал исследователь, во-первых, список игуменов и строителей Поликарпова монастыря в «Списках иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» П. Строева (Спб., 1877), который начинался с игум. Корнилия, упоминавшегося в 1620-1634 гг. (Стб. 913, № 6). Однако можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Преображенский монастырь уже существовал в конце XVI в., поскольку в  писцовых книгах Свенского монастыря в 1595 г. строитель Спасского монастыря «Офонасий» (Шумаков.С. 188). И в Брянских писцовых книгах «письма и меры князя Петра Звенигородского и подъячего Ивана Ковелина» (1626-1629 гг.) сообщалось, что «монастырь, что на Козьей степи, на р. Десне, что против Стрелецкой слободы» имеет три церкви, Преображенскую, Рождества Пресвятой Богородицы и прп. Поликарпа Брянского чудотворца и три келии, и деревянные монастырские постройки уже ветхие (Пясецкий. История Брянской епархии. С. 47).

Во-вторых, П.Н. Тиханов считал, что дата 1621 г. упоминается в рукописях из «Полного месяцеслова» архим. Сергия (Спасского). При этом Тиханов одновременно оперирует двумя датами - 1449 и 1621 г., ссылаясь на «Полный месяцеслов». Если обратиться непосредственно к источнику, то станет ясно, что исследователь ошибочно принял за вторую дату: «Пр. Поликарпа брянскаго, † 1449 г. По Св. № 54, 338, 382, 1621 и др. Мощи под спудом в Брянском спасском храме» (Полный месяцеслов. С. 48). Согласно принятым в труде архим. Сергия сокращениям аббревиатура и цифры скрывают ссылку на славянские святцы XVII-XVIII вв. из собраний Публичной и Типографской библиотеки, дата «1621» отсылает к полным славянским святцам Корежемского монастыря в собрании Румянцевского музея (Там же. С. XVII, XX, XXII), но никак не указывает на год кончины прп. Поликарпа.

Кроме этого П.Н. Тиханов предположил, что преп. Поликарп – это якобы принявший монашество князь Петр Иванович Борятинский (Барятинский), служивший московским государям в 1566-1599 гг. Основанием для историка послужили богатые вклады, сделанные князьями Даниилом и Алексеем Афанасьевичами Борятинскими (потомками св. Михаила Черниговского), в 1694-1697 гг. на сооружение каменных церквей и колокольни Спасо-Поликарпова монастыря в Брянске.

Предположение П.Н. Тиханова было поддержано прот. В.И.Поповым. Против этой точки зрения выступали профессор Киевской Духовной академии Н.И. Петров (Петров Н. С. 20-21), а также профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.Е. Евсеев (От редакции [Письмо проф. И.Е. Евсеева] / Попов В. Покровский собор. С. 30). Однако легенда, созданная П.Н. Тихановым, стала наиболее популярной версией жития преподобного, на основе которой в к. ХХ века создали житие о монашестве кн. Петра Ивановича Барятинского и акафист, в котором назвали преп. Поликарпа Брянского произошедшим «от благочестиваго корене страстотерпца Михаила великаго князя Черниговскаго» (О святынях и святых угодниках Божиих города Брянска (с акафистами). Брянск, 1999. С.96-100, 107).

Брянский историк Ю.П. Соловьев полагает, жизнь прп. Полкарпа, вероятнее всего, пришлась на времена литовского правления в городе Брянске (1357-1500 гг.). Он убедительно доказал, что кн. Петр Иванович Борятинский (Барятинский) не имел отношения к личности прп. Поликарпа Брянского ни хронологически, ни географически и генеалогически. В начале ХХ в. вопрос о происхождении прп. Поликарпа поднимал проф. Н.И. Петров. Он считал, что святой является выходцем из Киева на основе единственной реликвии, по преданию принадлежавшей прп. Поликарпу, - наперсному кресту, выполненному в стиле южно-русских крестов-энколпионов и местного предания, сообщавшего, что святой по Десне плавал в Киев к печерским угодникам.

Ю.П. Соловьев полагает, что есть «основания считать прп. Поликарпа Брянского питомцем Троице-Сергиевой школы монашеской жизни» и он «мог быть монахом Троице-Сергиева монастыря, не заставшим, скорее всего, в живых самого основателя обители, но знавшим младшее поколение учеников преподобного Сергия (Соловьев. С. 158-159). На это, по мнению исследователя, косвенно указывает фреска с изображением прп. Поликарпа на стене соборного храма Троице-Сергиева монастыря (1684), а также изображение на иконе над башенными воротами брянской городской Николаевской церкви прп. Поликарпа, вместе с прп. Сергием Радонежским припадающим к стопам Всемилостивого Спаса.

Крест преп. Поликарпа. По одной версии с вериг, по другой – наперсный.Хранился в Спасо-Поликарповом монастыре, а после его упразднения в 1764 г. был передан в ризницу Преображенского приходского (бывшего монастырского) храма, который с 1798 г. стал городским собором. После постройки нового Покровского храма на этом месте, находился в ризнице последнего. Крест значительно пострадал во время пожара 1875 г., поэтому часть изображения и надписей невозможно было разобрать. «Крест этот медный (а не железный), складной, в форме древних энколпионов дотатарского периода <...>. На лицевой стороне его: в средине – распятый Спаситель, с неправильною надписью ХС. СЛ.: на верхнем конце – неопределенная фигура, может быть нерукотворенный Спас; на концах поперечника - предстоящие Богоматерь (МР. ΘЕУ.) и Иоанн Богослов (IωA). Оборотная сторона <...> оплавилась во время пожара <...>. На нижнем конце ее виден низ длинной женской одежды, дающей основание предполагать здесь изображение Богородицы, а на концах поперечника, в  медальонах, - по одному лицу. Над главою предполагаемого изображения Богородицы хорошо сохранилась трехстрочная надпись <...>, но эта надпись почти закрыта оплывами меди с боков». Крест нередко брали в дома для возложения больных (Попов. Покровский собор. С. 12-13).

На рубеже XIX-ХХ вв. крест  в особом ковчежце и с особой надписью находился при иконе прп. Поликарпа в правом иконостасе на левом клиросе (Попов. ОЕВ. С. 624-625). Осенью 1924 г. Покровский собор закрыли, 23 окт. 1924 г. крест преп. Поликарпа («железный крест с гробницы Поликарпа (энколпион домонгольского времени)») передали Брянскому краеведческому музею (цит. по: Соловьев. С. 160). В годы Великой Отечественной войны крест вместе экспонатами брянского музея бесследно исчез.

Почитание прп. Поликарпа:

Г.М. Пясецкий отметил церковное почитание преп. Поликарпа Брянского уже в первой четверти XVII в., поскольку в 1626-1629 гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря находилась уже весьма ветхая церковь «прп. Поликарпа Брянского чудотворца» (Пясецкий. История Брянской епархии. С. 47). Со вт. пол. XVII в. прп. Поликарп начинает входить в состав месяцесловов и святцев, его образ пишут ярославские иконописцы в Троице-Сергиевом монастыре (1694). Чудотворения по молитве к преподобному начинают официально фиксировать с 1662 г. (Архиеп. Филарет (Гумилевский). С. 135).

Однако в XIX в., до 1895 г. в Брянске не было особого празднования памяти преподобного. Совершалась она 23 февр., в день св. Поликарпа, еп. Смирнского, местно, без особенного стечения народа. Поэтому и службы особой составлено не было, «по крайней мере, она не сохранилась» (Брянский Спасо-Поликарпов. С.3)., поэтому тропарь, кондак и величание прп. Поликарпу - общее преподобным.

1 марта 1893 г. на братском собрании духовенства первого участка Брянского уезда постановили торжественно отпраздновать 23 февр. 1894 г. память прп. Поликарпа (Попов. ОЕВ. С. 622) . 20 март. 1895 г. Брянская городская дума вынесла постановление № 239 с ходатайством перед Святейшим Синодом об установлении почитания прп. Олега и Поликарпа Брянские. Указом Святейшего Синода № 3.643 от 14 июля 1897 г.  было дано разрешение совершать ежегодно в г.Брянске торжественное празднование памяти прп. Поликарпа и Олега Брянских в дни их памяти, а также возглашать их имена на отпустах и носить их иконы вместе с образом Божией Матери Свенской в ежегодном крестном ходе вокруг Брянска 11 авг. и разрешении носить их иконы в ежегодном крестном ходе 11 августа со Свенской иконой Божией Матери.

В ноябре 1900 г.была устроена и освящена гробница-памятник прп. Поликарпу Брянскому, с балдахином, находилась она в левой части брянского Соборного храма, над предполагаемым местом погребения святого.

Чудеса. Чудеса по молитве к прп. Поликарпу Брянскому стали фиксировать с 1662 г., в начале ХХ в. чудеса записывали в особую книгу при Брянской Соборе.  Наиболее известны:

- во вт. пол. XIX в. явление прп. Поликарпа раскричавшемуся в храме соборному брянскому диак. Соколову, которому он сказал: «Чего ты кричишь и сердишься на сем святом месте. Смотри, я Поликарп, ты будешь наказан за безчинство» (Попов. ОЕВ. С. 626);

- в начале 1860-х гг. исцеление неизлечимо больной дочери местного помещика Клавдии Петровны Гуровой, которой явился старец в монашеском облачении и повелел из Петербурга ехать в Брянск, идти в церковь на горе, где по молитвам она и получила исцеление;

- в начале июня 1900 г. исцеление расслабленной Евдокии Петровой Донцовой, крестьянки д. Лбы Карачевского уезда, которую на руках принесли в храм. Во время молебна на больную возложили крест прп. Поликарпа. Через неделю, а затем и неоднократно Е.П. Донцова самостоятельно, без посторонней помощи, приезжала поклониться прп. Поликарпу Брянскому (Ивановский. ОЕВ. С. 1816-1817);

- в апреле 1901 г. исцеление от ревматизма свящ. с. Коростовки Брянского уезда Василия Данкова;

- в сент. 1901 г. исцеление Анны Васильевны Муравьевой, крестьянки д. Летошники Брянского уезда, кот. в ночь на 1 сент. 1901 г. видела во сне человека из толпы, сопровождавшей крестный ход с чудотворной иконой, который для облегчения ее болезни повелел пойти в брянский собор и попроси надеть на твою грудь крест от мощей, оставшийся после пожара. 2 сент. в соборе по ее просьбе был отслужен молебен прп. Поликарпу и возложен на нее крест святого.

Иконография. Согласно Сводному иконописному подлиннику XVIII в. «Преподобный отец наш Поликарп, Брянский чудотворец, подобием сед, брада аки Сергиева, ризы монашеские» (Филимонов. С. 47). По Алфавитному иконописному подлиннику вт. пол. XVIII в. прп. Поликарп сед «аки Сергий радонежский брада и ризы того ж (дня)» (Алфавитный подлинник. Л. 103).

К числу наиболее ранних изображений относится икона в киоте, которая упоминается 23 сент. 1684 г. при описании городского имущества при передачи брянской крепости из ведения одного воеводы другому. Она находилась на Николаевской городской надвратной башне: «над вороты той башни в стенах устроены две иконы, одна Всемилостиваго Спаса со умолением преподобных отец Сергия Радонежскаго да Поликарпа Брянского, чюдотворцов, да пресвятые Богородицы Печерские» (цит. по: Соловьев. С. 158).

В 1684 г. ярославские иконописцы из артели Дмитрия Григорьева написали прп. Поликарпа на стенах предела вмч. Феодора Стратилата в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры ([Игум. Никита Заиграйкин. Откроет ли фреска тайну? // Православный летописец Брянского края. 1996. - № 2-3, февраль. С.2; Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробков Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1955.  С. 106).

В Преображенском храме Спасо-Поликарпова монастыря, сгоревшем в 1875 г., на лестнице, справа была изображена река и на ней монах в челне, с лицом, обращенным по течению Десны, по местному преданию, это прп. Поликарп, плывущий в Киев к печерским угодникам.

На внешней стене Брянского собора, возведенного на месте сгоревшего в конце XIX в., в нише между двух колонн, помещался ростовой образ преподобного в монашеской ризе, с епитрахилью, правая рука молитвенно прижата к груди, в левой, опущенной вниз, свиток. Очевидно, что он находился над местом предполагаемого захоронения святого. Перед образом горела неугасимая лампада.

В храмах Спасо-Поликарпова монастыря хранилось две иконы прп. Поликарпа «весьма древнего письма» (Брянский Спасо-Поликарпов. С. 3-4,6), в храме Рождества Богородицы между иконостасом и правым клиросом была установлена в специальной нише доска с образом святого. В 1893 г. в соборном храме, построенном на месте Спасо-Поликарпова монастыря, находилось четыре иконы прп. Поликарпа, одна из них стояла в местном ряду правого иконостаса у левого клирос; самая древняя, поновленная в начале 1890-х гг.,  помещалась на Соборных святых вратах.

С  1894 г. официально разрешили издание печатных изображений брянских святых, кн. Олега и прп. Поликарпа Брянских, а также их металлических образков. На бумажных иконах, печатавшихся в типографии Е.И. Фесенко, преподобные изображены в рост, в трехчетвертном повороте к центру, с двух сторон держащие икону Божьей Матери. Интересной особенностью этой иконографии являются разные богородичные изводы в руках у святых. Очевидно, что это было связано с местонахождением заказчика и почитаемыми в том или ином регионе образами Богоматери. Наиболее часто в руках у брянских святых изображали Иверскую, Почаевскую и Казанскую (главную святыню Брянского Петропавловского монастыря) иконы. В иконописных вариантах встречаются даже местночтимые брянские изводы – прп. князь Олег и прп. Поликарп Брянские с Чёлнской иконой Божьей Матери (церковное собрание, г. Брянск).

Монахиня Иулиания (Соколова) включила св. прп. Поликарпа вместе с кн. Олегом Брянским в число праведников, изображенных на иконе «Все святые в земле Российской просиявшие» (икона 65,3х 53 см, Москва, к. 1920-нач. 1930 гг. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского/  Ризница Троице-Сергиевой Лавры).

На иконе «Избранные Брянские святые» (вт. пол. – конец 1990-х гг. , ик-ы А.В. и Л. М. Недоступенко, Воскресенская ц., Брянск) св. прп. Поликарп (в первом ряду справа) изображен вместе с мч. Кукшей, прп. Олегом Брянским и св. Александром Пересветом в молитвенном предстоянии иконе Свенской Печерской Божией Матери. На иконе «Собор Брянских святых» (1996 г. ик-ц Сергей Георгиевич Чикалин), прп. Поликарп в монашеской ризе и с епитрахилью, с непокрытой головой и молитвенно сложенными на груди руками, изображен крайним с левой стороны среди брянских святых.

После установления празднования Собора Брянских святых, в 2005 г. ХПП РПЦ «Софрино» изготовило икону «Собор всех Святых в земле Брянской просиявших», на которой прп. Поликарп Брянский изображен в первом ряду, справа, третьим от центра, в молитвенном предстоянии Свенской иконе Божией Матери.

   

 

Источники и литература:

 [Амвросий (Орнатский), иеромон.]. История российской иерархии, собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. Ч. V. М., 1813. С. 588.

[Барсуков Н.П.]. Источники русской агиографии. СПб, 1882. Стб. 460.

Брянские чудотворцы св. князь Олег и преподобный Поликарп. Брянск: Тип. М. И. Юдина, 1897;

Брянский Спасо-Поликарпов мужеский монастырь. Орел, 1910

Бычков А.Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской Публичной библиотеки. Ч.1. [2-е изд.]. СПб.,1882. С. 310, № LXI.

Ивановский Н., свящ. Чудесное исцеление от болезни по молитвам Угодника Божия, Преподобного Поликарпа, Брянского чудотворца // Орловские епархиальные ведомости.  - 1900. - № 45. Отдел неофициальный. - С. 1815-1817.

Игнатий (Малышев), архим. Краткие жизнеописания русских святых. СПб., 1875. Т. II. С.132

Книга глаголемая Описания о российских святых / с доп. граф М.В. Толстой. М., 1887. С. 30, № 101.

Петров Н. Историко-археологический очерк г. Брянска, Орловской губернии, и его отношений к Киеву // Труды Киевской духовной академии. 1901. Т.1. Киев, 1901. С.20-21.

Петровский С., прот.  Святые князья Олег-Леонтий и преподобный Поликарп, Брянские чудотворцы. Одесса, 1906.

Попов В., прот. Брянский Покровский собор. Историко-археологическое исследование. Орел, 1907

Попов В., свящ. Святыни города Брянска // Орловские епархиальные ведомости.  - 1893. - № 19. Отдел неофициальный. - С. 622-628

Пясецкий Г.М. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 года. Брянск, 2011. С. 46-48

Святые князь Олег-Леонтий и преподобный Поликарп брянские чудотворцы / Сост. прот. Сергий Петровский. - Одесса: Иждивением брян. купца А. Н. Комарева, 1906.

Сергий (Спасский), архим. Полный Месяцеслов Востока. Т. II. М., 1876. С. 48.

Соловьев Ю.П.. Загадки преподобного Поликарпа Брянского // Брянский край 2012. Историко-краеведческий альманах. Брянск, 2012. С. 151-161.

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. Спб., 1877. Стб. 913, № 6.

[Тиханов П.Н]. Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Материалы для русской агиологии. СПб., 1893.

Толстой М.В. Книга глаголемая Описания о российских святых. М., 1887. С. 30, № 101.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания их жизни. Ч. 2. Чернигов, 1865. С. 269.

Алфавитный иконописный подлинник. Рукопись. Вторая половина XVIII в. РГБ. НИОР. Л. 103.

Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Одесса, б/г.

Сводный иконописный подлинник XVIII в. По списку Г. Филимонова. М., 1874. С. 47.

Список иллюстраций:

1. Крест прп. Поликарпа. Лицевая сторона. Фото из книги: [Тиханов П.Н]. Преподобные князь Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Материалы для русской агиологии. СПб., 1893

2. Прп. Поликарп Брянский. 1684 г. фреска предела вмч. Феодора Стратилата в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

3. Прп. Поликарп Брянский. 2-я половина XIX века. Изображение в нише брянского Покровского собора,.

Фото из книг:  Попов В. Брянский Покровский собор. Орел, 1907.

4-5. Хромолитографии «С. прп. князь Олег Брянский и С. прп. Поликарп Брянский». Хромолитография Е.И. Фесенко. Одесса, после 4 окт. 1894 г.

6. Икона «Прп. князь Олег Брянский и прп. Поликарп Брянский». После 1894 г. Частное собрание.

7. Монахиня Иулиания (Соколова). Прп. Поликарп Брянский. Фрагмент иконы  «Все святые в земле Российской просиявшие». 1920-30 гг.

8. Икона «Избранные Брянские святые», вт. пол. – к. 1990-х гг. , ик-ы А.В. и Л. М. Недоступенко, Воскресенская ц., Брянск.

9. Икона «Собор Брянских святых», 1996 г., ик-ц Сергей Георгиевич Чикалин)

10. Икона «Прп. Поликарп Брянский». 1990-е гг. Брянск

11. Икона «Собор всех Святых в земле Брянской просиявших». 2005 г. Софрино

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика