Публикации
-
05Фев2023
Апостольские чтения приготовительных недель
Перед началом Великого Поста Церковный Устав назначает четыре приготовительных Воскресения (недели), чтобы постепенно ввести верующего к его личному постному подвигу и чтобы настроить его разум на благочестивые размышления. Эти четыре недели имеют собственные названия, согласно содержанию тех Евангельских фрагментов, которые читаются за Литургией в приготовительные Воскресные дни: о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), о блудном сыне (Лк. 15:11–32), о Страшном Суде (Мф. 25:31–46) и Прощеное Воскресение (Мф. 6:14–21). Соответственно, каждое это Воскресение несет в себе определенную часть Евангельского учения, которую Церковь сочла нужным напомнить христианам именно в эти приготовительные недели. Например, в Неделю о мытаре ифарисее—омолитве и о преодолении собственной гордыни; в Неделю о блудном сыне—о спасительном покаянии. Затем Церковь напоминает о неизбежном ответе перед Богом о своих делах и поступках (Неделя о Страшном Суде), а также о том, чем заслужить прощение Всевышнего (Прощеное Воскресение). Апостольские чтения этих приготовительных дней дополняют упомянутые Евангельские идеи не менее важными наставлениями о том, как христианину провести Великий Пост. На первый взгляд, эти чтения не вполне соответствуют главной теме того или иного приготовительного Воскресения, но в том и смысл их содержания, чтобы не повторить Евангелие, но дополнить его живым Апостольским опытом исполнения учения Христа Спасителя. В первую приготовительную Неделю, о мытаре и фарисее, за Литургией читается фрагмент Второго Послания к Тимофею (3:10–15), в котором Первоверховный Павел наставляет своего верного спутника и ученика Тимофея быть твердым в вере, невзирая на обстоятельства. Евангельская притча этого дня учит смирению, а Апостол призывает быть мужественным. Здесь нет никакого идейного противоречия: на самом деле быть смиренным в современном мире значит иметь достаточно мужества и стойкости, чтобы не быть «как все» в хорошем значении этого выражения. Сам факт соблюдения поста может вызвать непонимание окружающих, где-то даже упреки и насмешки. К этому нужно быть готовым, и переносить это в «…вере, великодушии и терпении», как Апостол Тимофей, который уже имел опыт терпения гонений за веру (2 Тим. 3:10–11). Всем же христианам Первоверховный напоминает о том, что у каждого свой путь: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12–13). Для верующего главное, по Апостолу Павлу,— держаться истинного учения, а для этого крайне важно упражняться в чтении Священного Писания — Святой Библии. На предстоящий Пост нужно настроить себя на чтение Ветхого и Нового Завета, особенно первого, о чем говорит Первоверховный Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Святой Тимофей никак не мог читать Новый Завет, он мог знать только те священные писания, которые известны нам как Ветхий Завет. Как Великий Пост — это приготовление к Распятому и Воскресшему Христу, так и Ветхий Завет имеет тот же смысл. Поэтому так важно его читать и изучать постоянно. Поэтому в будние дни Великого Поста на Церковных службах читается исключительно Ветхий Завет. В Неделю о блудном сыне, когда Церковь напоминает верующим о покаянии через одноименную Евангельскую притчу, за Литургией читаются золотые слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:12–13). Вкупе с Евангельским образом блудного сына Апостольское чтение предостерегает от страсти блуда. Само понятие этого греха—это не только то первое, с чем связано это слово, не только искажение отношений между полами. Блуд—это также все то, что можно отнести к безбожию и его проявлениям, иными словами—это такое поведение человека, для которого как будто нет Бога, нет нравственного авторитета, а значит, все позволено. Мы это можем наблюдать на примере культуры постмодернизма, проявляющейся в произведениях современного искусства, музыкального, телевизионного и кинематографического творчества. Все мне позволительно, но не все полезно—значит не злоупотреблять христианской свободой, позволительно то, что делает человека властелином над своими потребностями, а не рабом собственных страстей. Позволительно то, что не причиняет телесного или духовного вреда другому. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19)—восклицает Святой Павел. Святитель Иоанн Златоуст понимал эти слова так, чтобы христиане даже в душе не помышляли ничего порочного. Бог сотворил наши тела, они Божии. Когда через грех мы отпали от Бога, Он вторично приобрел нас Себе ценой крови Своего Сына. «Вы, пишет Святитель, бесчестите не свое тело, потому что это тело не ваше, а Христово… Ты не имеешь власти над плотью на удовлетворение порочных желаний, а только на исполнение заповедей Божиих». Напоминанию о грядущем Страшном Суде посвящена третья приготовительная Неделя, и Церковь возвещает верующим Христово свидетельство о Божественном судопроизводстве, его главном принципе и неоспоримых его результатах — страшных для одних и радостных для других. Апостол же напоминает о том, что люди в большинстве своем считают главным в Великом Посте — отношение к пище. Великий Пост—это время покаяния, вместе с тем Пост — время воздержания. Внешнее выражение Поста—воздержание от некоторой пищи, при этом многие люди обращают на это все свое внимание, будто бы Пост в том и заключается, чтобы не есть непозволенное. Одни чрезмерно скорбят о нарушении поста в пище, но не обращают внимания на гораздо более серьезные личные грехи. Другие к воздержанию от скоромной пищи относятся легкомысленно, ссылаясь на то, что Господь даровал христианам свободу. К тем и другим обращены слова Апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9). Одни из нас—давно в вере, крепки телом и духом, сильны знанием о христианской свободе и не смущаются, если где-то приходится нарушать пост. Но среди нас много таких, кто еще неопытен в делах веры и христианского благочестия, идеализирует Церковь и верных Ее чад; таких, для которых соблюдающий пост человек сродни великому подвижнику. Для таких немощных увидеть христианина, нарушающего пост,— горькое разочарование, которым не преминет воспользоваться враг рода человеческого диавол, чтобы увести таковых от Церкви и Бога навсегда, чем обречь их на погибель. Поэтому Апостол призывает быть внимательными, чтобы своим небрежением не соблазнить окружающих. Накануне первого дня Великого Поста Церковь вспоминает об изгнании Адама и Евы из райского сада и призывает начать постный подвиг с прощения ближних, чтобы через это заслужить Божественное прощение для самих себя. Уже в следующий после этого Прощеного Воскресения понедельник верующие приступят к строгому воздержанию, и Святой Павел в преддверие Поста предупреждает: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). Буквально — «Бог взял его к Себе». В самой пище для христианина нет ничего такого, чтобы считать ее скверной и мешающей войти в Царство Небесное. Вход в него — через праведность, любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, доброту, то есть через явления высшего, духовного порядка. И едящего и не едящего одинаково принимает Бог, говорит Апостол. Богу лучше известны достоинства и недостатки человека, и если Он принимает его таким, то христианину и подавно не к лицу осуждать того или иного за пищу. Бог принял его или Бог взял его к Себе—значит принял в Свою Церковь, и не нам рассуждать о том, есть ли место в Церкви для непостящихся. Апостол Павел призывает нас не осуждать других, если тебе кажется, что они грешат. Кто знает, может тот, кто, по нашему мнению, страшный грешник, в своем уединении со слезами просит Бога о прощении, и Бог прощает его. Кто мы тогда, если не прощаем тех, кого уже простил Сам Всевышний? Нужно соблюдать это равновесие в Церковной среде: мы составляем не Церковь безгрешных, но Церковь кающихся грешников, кто-то более, кто-то менее грешен, о чем знает только Бог. Подведем итог тому, как нам провести предстоящий Великий Пост в согласии с Апостольским учением, предложенным Церковью в приготовительные недели. Во-первых, быть твердым в своем намерении соблюсти Великий Пост от начала и до конца, не сбиваясь с избранного пути под влиянием обстоятельств жизни. Для этого постоянно, ежедневно укреплять себя чтением Священного Писания и стараться посещать Божественные службы в Церкви как Воскресные, так и в будние дни, слушая Библейские слова. Во-вторых, отгонять от себя блудные, богохульные мысли, держаться подальше от источников, могущих привести к их появлению: чревоугодия, чрезмерного сна, лени, просмотра телевизора и содержимого Интернета. В‑третьих, быть бдительными, чтобы не стать соблазном ближним и дальним, чтобы наше поведение в дни Поста не оскорбляло в сторонних глазах наше высокое звание христианина и не давало повода к осуждению и насмешкам. Наконец, в‑четвертых—научиться быть снисходительными к немощам ближних и, поскольку сами подсудны за грехи, беречься от осуждения и великодушно прощать, ожидая подобной милости от Бога Всевышнего. Да поможет нам всем Господь! Благочинный Дятьковского церковного округа иерей Павел Корнеев ...
Читать далее -
13Янв2023
Отчитки: лечат или калечат?
Нередко приходится слышать от людей не только не воцерковленных, но и постоянных прихожан сетования о том, что мало осталось «сильных» священников, которые могли бы совершить некое чудо ‒ дать четкое указание, как поступить в тех или иных случаях жизни, предсказать будущее, совершить «отчитку», то есть изгнать беса. Последнее будоражит умы людей и заставляет обходить обители и храмы нашей необъятной страны в поисках подобного «опыта». Эти стремления не являются чем-то предосудительным, однако «дьявол кроется в деталях», и за этими поисками человек порой может потерять нечто важное ‒ волю и способность к исправлению греховной жизни. Одержимость злыми силами или тяжкий душевный недуг? Одержимостью является состояние, при котором человек находится под сильным влиянием демонов, падших духов, диавола. Данное состояние предполагает либо частичное, либо полное отсутствие контроля не только над своими мыслями, словами и поступками. О том, что причиной подобного могут являться злые силы, ясно свидетельствует Священное Писание. Немало рассказов об изгнании злых духов содержится в Евангелии, одним из самых знаменитых является исцеление Гадаринского бесноватого (Лк. 8:26‒39). Как тогда, так и сейчас таким людям необходима помощь Милостивого Господа, подающего помощь тем, кто ищет Его. Четко определенных «симптомов» одержимости не существует. Однако даже благодаря опыту из обыденной жизни мы можем вспомнить такие расхожие фразы ‒ «одержим злобой, завистью, ревностью». То есть человек поглощен страстью или навязчивой мыслью и не может от этого легко избавиться даже тогда, когда понимает губительность своего положения. Более «конкретные» признаки беснования также упоминаются в Библии ‒ немота, эпилептические припадки, хуления святых и даже дар прорицания. Однако нельзя не учитывать того, что все это и многие иные примеры необычного поведения могут быть следствием серьезного психического заболевания, которое имеет свой код согласно Международной классификации болезней. И мы подходим к одному из ключевых вопросов ‒ одержим ли человек, либо же страдает тяжелым заболеванием? Один из пунктов МКБ, озаглавленный как «Транс и одержимость», описывает тяжелое психическое расстройство, при котором люди из-за раздвоения личности думали, что одна из этих частей – демон. Данное заболевание охарактеризовано как шизофрения. В любом случае обращение к Таинствам Церкви и молитве способно исцелить человека от этого недуга, так же как и от других болезней. Однако это не означает, что близкие люди могут снимать с себя ответственность за то, чтобы предоставить страдающему квалифицированную помощь. Нередки были случаи, когда люди притворялись одержимыми, для того чтобы привлечь к себе внимание. В настоящее время подобные явления достаточно редки, так как в обществе не принято списывать любые необычные состояния на беснование. Однако в прошлом беснование являлось и инструментом политического влияния. Так, в борьбе за власть царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, имела при себе целый штат кликуш, которые, по ее наущению, в воскресные и праздничные дни падали на землю, кричали и произносили некие пророчества. Легковерные люди принимали все это за действия злых духов, а мнимые предсказания толковали как кому вздумается и прибавляли к ним различные чудеса. Что такое отчитка? Тем не менее невозможно спорить с тем, что практически каждый человек в той или иной степени подвержен страстям, а некоторые ими абсолютно одержимы. И в этом случае несомненно, что источником страсти является диавол, которого человек по своей воле допускает в сердце и становится рабом своих греховных желаний. Такое приручение становится результатом действия искушений или внешних раздражителей, которые человек принимает. Конечно, в том случае, если мы проявляем волю, то способны справиться с грехом и не допустить его перерастания в страсть. Но, как показывает практика, многие люди на протяжении всей своей жизни остаются подверженными влиянию той или иной страсти. Для этого нам всегда необходимо помнить пример Спасителя, Который искушающему Его дьяволу ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Так, постоянная готовность и «трезвение» позволяют нам избежать многих ошибок и победить страсть тогда, когда она еще не обрела сколь-нибудь власти над нашими сердцами. А что делать, когда человек настолько погряз в страстях и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а тем более приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же поддается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление. Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда зло уже не извне будет действовать на человека, а войдет в него, и он станет жилищем бесов. Тогда несчастный уже не принадлежит себе. Примером такого состояния может послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «Когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5:2‒5). Людям, одержимым нечистыми духами, необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку. Мнение Церкви об экзорцизме Необходимо сразу оговориться, что определенного мнения об отчитке в Церкви нет.Кто-то считает ее панацеей, другие не воспринимают ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами. Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизъявления, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43‒45). К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебствия. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми, как правило, и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-христиански, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет? Экзорцист В древности экзорцисты поставлялись епископами, так же как диаконы и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа. Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления», — пишет проф. А. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего нельзя сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5, 10, 15 раз, не получая исцеления. Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви.Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь, и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение!Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молиться и поститься, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости. Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этих несчастных, которые стали жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу. Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут устраивается ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого. Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение и не принесет пользы одержимому. Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» Митрополит Илларион (Алфеев) в апреле этого года утверждал, что чинопоследование экзорцизма и условия его совершения нуждаются в «унификации и регламентации». И 25 августа 2022 г. на официальном сайте Московской Патриархии был опубликован проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма». Данный проект был разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования. В документе отмечается, что отчитки нередко связаны с «корыстными мотивами» и «психологическим насилием», а с целью рекламы производятся «фото- и видеофиксация с последующим публичным распространением записей и фотографий». Кроме того, обращается внимание на «театральное поведение» как «одержимых», так и совершителей чинопоследования. От последних Церковь ожидает «высокой духовной жизни… достаточного духовного опыта и осведомленности». В заключение обращается внимание на то, что «христианское отношение к одержимости заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности, в покаянии и изменении образа жизни». Это непременные условия для подлинного исцеления человека, которыми Господь благоволит избавить нас от власти дьявола и даровать подлинную свободу и радость жизни. Руководитель Информационно-издательского отдела Брянской епархии иерей Илия Бурдуков ...
Читать далее -
23Мар2022
Проповедь архиепископа Даниила (Троицкого) «Народ русский - вот тот светоч, который должен освещать и согревать страдающий мир»
17 марта – день блаженной кончины брянского архиепископа Даниила (Троицкого). Он возглавлял Брянскую кафедру с 1931-го по 1934-е годы. Владыка запомнился своим современникам как вдохновенный преподаватель и проповедник, который непримиримо боролся с обновленчеством. Архиепископ Даниил спас от поругания мощи преподобного и благоверного князя Олега Брянского и всей своей жизнью старался принести пользу Святой Церкви, сохраняя верность Богу в заключениях и ссылках. ...
Читать далее -
09Фев2022
Живой пример веры
Наместник Свенского Успенского мужского монастыря игумен Алексий (Тюрин) отошел ко Господу в результате скоропостижной тяжелой болезни 9 декабря 2020 года. Ему было 45 лет. ...
Читать далее -
18Окт2021
АЛТУХОВО – ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ РОМАНОВ: СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ
Алтухово – старинный поселок в Навлинском районе, где периодически происходит пересечение исторических дорог. Символично, что именно здесь -- в глубинке России. Очередная страничка русской истории в алтуховскую летопись была вписана совсем недавно, 1 октября 2021 года. ...
Читать далее -
08Мар2021
Преподобный Поликарп Брянский
Поликарп Брянский прп. (ок.1500 (?) – сер.-втор. пол. XVI в. (?)). Праздн. переход. 8 март. (23 февр.) в не високосный год / 7 марта (22 февр.) в високосный год; 3 окт. – Собор Брянских святых. ...
Читать далее -
30Ноя2020
Храм князя Владимира в поселке Октябрьский: реставрация и святыни
Пять лет назад на этом месте в поселке Октябрьский Бежицкого района Брянска был пустырь – сегодня храмовый комплекс русского деревянного зодчества. На благоустроенной территории уютно разместились храм-красавец во имя святого равноапостольного князя Владимира, небольшой летний храм равноапостольной княгини Ольги, бабушки Крестителя Руси, колокольня и церковно-приходской дом. ...
Читать далее -
07Мая2020
Акция памяти. Топчилина Лидия Алексеевна
Топчилина Лидия Алексеевна, 1932 года рождения. После замужества Кузовкова Лидия Алексеевна. В 1943 году ей было 10 лет, когда вместе с матерью, братом и сестрой их насильно угнали в Германию, в город Мюляквер. ...
Читать далее -
30Апр2020
-
22Фев2020