Архипастырь Смоленский и Черниговский
Митрополит Исаия (Копинский-Борисович)
Митрополит Исаия (Копинский-Борисович / Исаакий Копыстенский) был воспитанником Острожской школы. Пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. 14 октября 1615 г. перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором Православного училища. С 1616 года – настоятель Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густынского монастыря. В 1619 г., оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от г. Прилук Лубенский Мгарский монастырь.
6 октября 1620 г. хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершена Иерусалимским Патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре тайно, ночью, при пении патриаршего монаха – из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства со стороны поляков на епархии не был. С 1628 г. – архиепископ Смоленский и Черниговский. В этом году подписал решения Киевского Собора. Не признанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 20 июля 1631 г. (по другим источникам – 18 ноября 1631 г.) избран митрополитом Киевским и Галицким. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 г. представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую Лавру. Митрополитом был избран святитель Петр (Могила).
Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем»; М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом Борецким, получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им училище, подобно другим Православным училищам, было разгромлено, храм разграблен, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. В дальнейшем обвинение в измене было с них снято. Однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой. Гонения и утеснения в Малороссии усилились до того, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности. После нескольких кровавых восстаний на Украине король, наконец, был вынужден дать православным некоторые льготы. Снова возобновилась деятельность Духовных школ. Митрополит Исаия с радостью благословлял игумена Киево-Печерской Лавры Петра Могилу на основание Высшей Духовной школы при Лавре. Большим горем для святителя Исаии было отпадение от православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого. Именно на пожертвования его родителей (князя Михаила и княгини Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился епископ Исаия. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к Правой вере. В 1632-1633 гг. на сейме, избравшем нового короля Владислава IV, впервые (от основания унии) польским правительством были признаны православный Киевский митрополит и четыре епископа, но престарелому митрополиту Исаии не пришлось воспользоваться плодами этой победы Православия. На том же сейме было определено, что он не сможет возглавить новую напряженную борьбу с униатами и иезуитами, и митрополитом Киевским был избран более молодой и энергичный Петр Могила.
Митрополит Исаия был «муж богомудрый», подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу Православия и своей угнетенной, гонимой паствы. Известны его труды: «Древняя лествица» и «Наказ священникам». Скончался 5 октября 1640 г. (по другим источникам – в 1634 г.). Погребен в Киево-Печерской Лавре.