Архипастыри Черниговские и Брянские
Епископ Неофит
С 992 по 1021 г. упоминается епископом Черниговским. Это первый Черниговский архипастырь, известный своей высоко благочестивой жизнью.
Епископ Мартирий
Упоминается епископом Черниговским в начале XI в.
Епископ Феодул
В 1051 г. упоминается епископом Черниговским.
Епископ Неофит II
С 1070 г. упоминается епископом Черниговским. Скончался в 1080 г.
Епископ Иоанн I (Исаия)
С 1080 г. упоминается епископом Черниговским (по другим источникам посвящен в 1087 г.). В 1089 г. освящал соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1091 г. участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского. Скончался 23 марта 1112 г. после продолжительной, в течение 25 лет, болезни.
Святитель Феоктист
До поставления во епископа долгое время жил в Киево-Печерском монастыре, куда пришел еще при преподобном Феодосии (1074.). Между 1074 и 1077 гг. Печерский Патерик упоминает его одним из начальных учительных монахов, участвовавших вместе с "отцами" и игуменом монастыря в исцелении молитвою и вразумлении прельщенного брата Никиты. С 1103 г. - игумен Печерского монастыря. В 1108 г., ревнуя о славе монастыря и своего наставника, исходатайствовал через князя Святополка благословение митрополита Никифора о внесении преподобного Феодосия Печерского в списки святых, поминаемых на праздничных литиях. В том же году окончил постройку каменной монастырской трапезной. 11 или 12 января 1113 г. хиротонисан во епископа Черниговского. За время пребывания его в Чернигове летопись и другие памятники упоминают его имя два раза: один раз 1-2 мая 1115 г., по поводу участия его в освящении в Вышгороде храма во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и перенесении в него их мощей; другой раз - в мае 1123 г., в связи с обстоятельствами смерти и погребения святого Черниговского князя Давида Святославича. Известно также, что святитель Феоктист в 1123 г. освятил Борисо-Глебский собор в Чернигове. Преставился 6 августа 1123 г., по-видимому, в Чернигове. По некоторым позднейшим сведениям, «положен был в Печерском монастыре». Почитался за праведную и богоугодную жизнь. Был связан духовно с просветителем вятичей священномучеником Кукшей и всячески содействовал последнему. Причислен к лику святых. Память его 6 августа (по др. источникам – 9 августа).
Епископ Парфений или Гераклид (Ираклид)
Упоминается епископом Черниговским в 1124 г.
Святитель Пантелеимон
Епископ Черниговский, скончался в 1142 году. В летописи он называется «блаженным», что указывает на его подвижническую и богоугодную жизнь.
Епископ Онуфрий
В 1143 г. хиротонисан во епископа Черниговского митрополитом Киевским Михаилом. С 1145 г. управлял делами митрополии, так как митрополит Михаил удалился от дел и уехал в Грецию. 27 июля 1147 г., в связи с посвящением на Киевскую митрополию затворника Климента, сложил с себя обязанности по управлению митрополией. В числе шести русских епископов участвовал в посвящении Климента. Епископ Онуфрий прекратил несогласие между епископами в связи с посвящением русского митрополита без благословения Константинопольского Патриарха, предложив посвятить его главою Святого Климента. С этим предложением все согласились, кроме Новгородского епископа Нифонта. Скончался епископ Онуфрий в 1147 г. Святитель отличался твердым и решительным характером в своих отношениях к князьям.
Епископ Евфимий (Феотеки)
В 1148 г. с послами Черниговских князей ходил к великому князю Изяславу просить мира. В 1150 г. участвовал в торжественном перенесении мощей святого князя-страстотерпца Игоря из Киева в Чернигов.
Епископ Антоний
В 1159 г. совершил погребение тела святого блаженного Константина, митрополита Киевского, в Черниговском Спасо-Преображенском Соборе.
Епископ Порфирий I
Освящал Михайловский и Благовещенский храмы в Чернигове. В 1177 г. ходил к великому князю Владимирскому Всеволоду просить об освобождении Рязанского князя Глеба. В 1187 г. снова был у Владимирского князя и просил мира для Рязанских князей. Участвовал в погребении Черниговского князя Ярослава Всеволодовича в 1192 г.
Епископ Захария
По одним источникам, упоминается епископом Черниговским в 1215 и 1220 гг.; по другим - в 1285 г.; по третьим - после 1238 г.
Епископ Порфирий II
В 1230 годах между домом князей Суздальских и Черниговским князем святым Михаилом Всеволодовичем готова была вспыхнуть война. По желанию святого князя Михаила, митрополит Кирилл и Черниговский епископ Порфирий просили великого князя Георгия примирить брата своего Ярослава с князем Михаилом. Просьба их была исполнена, и епископ Порфирий возвратился в Чернигов вестником мира.
Епископ Митрофан
В 1282 г. упоминается епископом Черниговским и Брянским.
Епископ Арсений
В 1299 г. управлял Черниговской епархией.
Епископ Павел
В апреле 1332 г. хиротонисан во епископа Черниговского и Брянского из иеромонахов. Управлял епархией до сентября 1335 г.
Епископ Иоанн II
В 1335 г. хиротонисан во епископа Черниговского и Брянского. Упоминание о нем имеется и в 1345 г.
Епископ Нафанаил I
С 1356 по 1376 г. упоминается епископом Брянским и Черниговским. Скончался в 1376 г.
Епископ Григорий
Упоминается епископом Черниговским в 1377 г.
Архиепископ Исаакий
Около 1389 г. митрополитом Пименом хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В 1389 г. вместе с митрополитом Киприаном ездил на собор в Царьград, откуда возвратился в 1390 г. В 1401 г. участвовал в Москве в Соборе святителей. Он несколько раз выступал посредником между Московскою и Литовскою Русью. В 1408 г. он находился в многочисленной свите князя Литовского Свидригайла Ольгердовича, приехавшего на службу к великому князю Василию Димитриевичу. В 1414 г. – участник собора юго-западных иерархов, отказавшихся от повиновения святителю Фотию, митрополиту Московскому и всея Руси. В 1415 г. участвовал в посвящении в сан митрополита Григория Цамблака. Скончался 15 ноября 1415 г.
Епископ Евфимий
Был хиротонисан во епископа Черниговского и Брянского святителем Ионой, митрополитом Московским и всея Руси, после 1448 г., т. е. после времени поставления святителя Ионы в сан митрополита всея Руси.
В пределах своей епархии Преосвященный Евфимий был усердным ревнителем православия. Так, когда в 1458 году папа прислал на Киевскую и Литовскую митрополию Григория Булгара, ученика лжемитрополита Исидора, то Брянский Владыка Евфимий, вместе с прочими южными епископами, известил митрополита Иону о кознях папы и об угрожавшей опасности для православия. Северные епископы писали в послании 1459 года к южным епископам: «И вы бы, духовная наша братия, помнили свое исповедание и обещание, еже обещалися Господину нашему Ионе, митрополиту Киевскому и всея Руси, пред Богом и пред Святыми Его Ангелы, пред своими братьями епископы, что вам от нашего Господина Ионы… не отступати, и иного вам митрополита от латин не приимати; и вы бы, наша братия, того отступника, Исидорова ученика, Григорья, не приимали (аще и крепость какову учнет давати, и вы бы ему не истинствовали), как второго Формоза, вкрадывающегося аки волк в овцы, и приобщения бы есте с ним не имели. И нашего бы есте братства и соединения о Христе не отлучалися». Между тем князь Литовский Казимир, из угождения папе, склонял и великого князя Московского Василия II к признанию Григория митрополитом, а южнорусских иерархов принуждал к тому силою. Ввиду такой опасности православию, митрополит Иона в 1460 году послал особую увещательную грамоту «Евфимию епископу Черниговскому и Добрянскому». Преподав благословение о Святом Духе «сыну и сослужебнику» своему, святитель Иона напоминает Евфимию о направлении настоятеля Сергиева Троицкого монастыря игумена Вассиана к южнорусским князьям для укрепления их в православии, а равно и об обещании их быть преданными Православной Вере под духовным его водительством; затем, представив вкратце историю козней лжемитрополита Исидора против православия и упомянув о законном поставлении своем в митрополита всея Руси, Первосвятитель убеждает Евфимия, примером великого князя Московского и всего Собора Русских Архипастырей, не слушаться и не признавать ученика и единомысленника Исидорова Григория, именующего себя митрополитом Киевским и всея Руси: «И ты бы, сын мой, – говорит он далее, – также помня пред Богом свое к нам исповедание и обещание в свое поставление, не приобщался ни в чем тому волку и отступнику, а не пастырю, и не внимал ложным его учениям, и врученную тебе от Бога паству – православное христианство – от того воздержал, колико сила, наказуя их от Божественных писаний, как тебя, моего сына, Бог вразумит». За такой подвиг святитель утешает епископа Евфимия наградою от Христа в Небесном и бесконечном Царствии. Предвидя же трудность борьбы и возможные притеснения от гражданской власти, святитель Иона продолжает: «А от кого, сыну, будет тебе о том какова нужа, и ты бы, по своему к нам исповеданию и обещанию, не приимая того пришедшаго от Римския церкви, ни иного кого поставленного от латынства, и не приобщаяся им ни в чем, да поехал оттоле и был ко мне; а не поедешь ко мне, забыв свое пред Богом исповедание к нам и обещание, в свое на Святительство поставление, а хотя приятии и приобщитись о всем тому пришедшему отступнику Григорью, или иному поставленному от латын; и ты сам положишь на себе страшную и неизмолимую великую тягость церковную в день страшнаго и грознаго неизмолимаго Божия суда».
Пока был жив митрополит Иона, король Казимир не мог настоять на признании Григория епископами южной России. Когда же не стало этого столпа Православия (в 1461 г.), Казимир решительно потребовал от православных епископов своего государства, чтобы они подчинились власти митрополита Григория. Брянский епископ Евфимий, оставаясь верным заветам великого святителя Ионы, отказался признать постриженца папы и за то подвергся гонению и преследованию; преследования дошли до того, что в 1464 году он вынужден был оставить Брянскую свою кафедру и искать убежища в единоверной Москве: «Того же лета прибеже на Москву Евфимий, епископ Брянский и Черниговский, покиня свою епископью, и даша ему Суздаль и Калугу и Торусу». «Тоя ж осени поставлен был в митрополиты Филипп, епископ Суждальский; тогда ж Евфимью епископу Добрянскому и стол даша Суждальский». Здесь епископ Евфимий прожил до своей смерти, последовавшей в 1483 году. Из Суздаля он несколько раз приезжал в Москву; так, в 1471 году он присутствовал здесь при посвящении Пермского епископа Филофея, а в следующем году участвовал в перенесении мощей святителя Петра, и потом - при поставлении митрополита Геронтия.
Епископ Феодор (Феофан)
С 1465 по 1473 г. - епископ Брянский и Черниговский. С 1483 года - епископ Суздальский. В 1484 году удалился от управления епархией. Год кончины неизвестен.
Епископ Нектарий
Упоминается епископом Брянским и Черниговским до 1499 г.
Епископ Иона
Упоминается епископом Брянским и Черниговским в 1499 г. В 1500 г., при освобождении Брянска от литовских захватчиков войсками великого князя Московского Иоанна III, епископ Иона был взят в плен и увезен в Москву.