Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра
Главная > Епархия > Архипастыри Брянской земли > Архипастыри Московские и Калужские

Архипастыри Брянской земли

Архипастыри Московские и Калужские

Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский)

Архиепископ Амвросий (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) родился 17 октября 1708 года в г. Нежине. С 1720 по 1728 год пребывал в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование во Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-Греко-Латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую семинарию. С 1742 года - префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по другим данным – с 1743 года) – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода.

17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переяславского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский, в 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. 16 сентября 1771 года Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В этот период Москва была поражена эпидемией чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному Донскому образу Божией Матери и оставляли много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, архиепископ Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону намеревался временно убрать. Его действия были поняты превратно, ему приписали желание ограбить кассу. Разъяренная толпа с криками направилась в Донской монастырь, были взломаны монастырские ворота, почтенного старца вывели к народу и бесчеловечно убили. Погребен в малом соборе Донского монастыря.

Архиепископ Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены кремлевские храмы: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря архиепископ Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский и занимался, главным образом, переводами.

Митрополит Самуил (Миславский)

Митрополит Самуил (в миру Симеон Григорьевич Миславский) родился 24 мая 1731 г. в с. Полошки Глуховского полка в семье священника. В 1742 г. поступил в Киевскую академию. 12 апреля 1754 г. пострижен в монашество, 25 ноября рукоположен во иеродиакона. По окончании академии оставлен преподавателем. 6 января 1756 г. рукоположен во иеромонаха, 7 ноября 1757 г. назначен префектом Киевской академии и преподавателем философии. С 1 сентября 1759 г. исполнял обязанности ректора Киевской академии, 16 января 1761 г. возведен в сан архимандрита Киево-Братского монастыря и назначен членом консистории, 12 августа 1768 г. переведен в Киевский Пустынно-Николаевский монастырь.

28 декабря 1768 г. хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. В 1769 г. он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и «прибавочные» классы коллегиума. Особое значение Преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свои средства двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовки к преподаванию его в коллегиуме. Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил нескольких способных студентов в преподаватели французского языка. Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствовавшему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским. С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находившегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот, он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные. Уделяя главное внимание коллегиуму, Преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых епископом Петром (Смеличем), но ко времени служения Преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства, епископ Самуил разрешил вновь открыть эти подготовительные школы и не только в прежних, но и в других местах. Причем он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское. Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедовали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При епископе Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т.е. выборное начало в приходах стало терять свою силу. В то же время епископ Самуил всегда был близок к духовенству, особенно к бедным духовного звания. Его деятельность коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество он своим указом от 24 апреля 1769 г. запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, способных и достойных к исполнению порученного дела. Вторым указом епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за недоразумения между двумя монастырями был запрещен Крестный ход с иконой Божией Матери Знамение, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, Преосвященный Самуил обратился в 1770 г. в Святейший Синод с прошением возобновить совершение Крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и Крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 г.

24 сентября 1771 г. епископ Самуил переведен на Крутицкую кафедру и назначен присутствующим Синодальной конторы. В сане епископа Крутицкого и Можайского с 16 сентября 1771 г. по 20 января 1775 г. управлял Московской епархией. С 17 февраля 1775 г. – член Святейшего Синода, в том же году 17 июля награжден алмазной панагией. С 17 марта 1776 г. – епископ Ростовский и Ярославский, 22 сентября 1777 г. возведен в сан архиепископа, 22 сентября 1783 г. возведен в сан митрополита Киевского, с 10 апреля 1786 г. стал именоваться и архимандритом Киево-Печерской Лавры. Скончался 5 января 1796 г. Погребен в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.

О митрополите Самуиле можно сказать, что это был всесторонне образованный богослов, искусный и тонкий диалектик, образцовый проповедник, замечательный лингвист, свободно изъяснявшийся на латинском, польском и французском языках и излагавший свои мысли на немецком и греческом языках; гуманный, правдивый, отзывчивый на все доброе, твердый, смело и настойчиво проводивший намеченные им цели. Со знанием дела он исполнял свои архипастырские обязанности, стремился завести лучшие порядки в епархиях, которыми управлял, возвысить их благоустройство. Заботился о просвещении духовенства и о повышении его нравственного уровня. Памятником его забот о духовенстве служили основанные им в 1776 г. духовные училища в Ростове и Угличе и начатое строение для семинарии. Он учредил должность благочинных, составил для них инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил храмы богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов. Митрополит Самуил много потрудился и на миссионерском поприще. Им было обращено в православие более 2-х миллионов жителей Волыни и Подолии. Преосвященный Самуил вел праведную жизнь. За ученые труды был избран членом Российской академии наук.

Митрополит Платон (Левшин)

Митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 г. в с. Чашникове, Московской губернии в семье причетника, впоследствии священника. Образование получил сначала в Коломенской семинарии, потом переведен в Славяно-Греко-Латинскую академию. По академическому обычаю, на Петра Левшина была возложена обязанность толковать катехизис по воскресным дням. За эти толкования его называли «вторым Златоустом» и «московским апостолом». На собеседования сходилось множество народа, некоторые с детьми. В 1757 г., по окончании академии, назначен в ней учителем пиитики и греческого языка. В 1758 г. приглашен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры в Троицкую семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 г. пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1759 г. рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры. С 1761 г. - ректор семинарии, с 1762 г. (или с 1763 г.) - придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 г. - наместник Троице-Сергиевой Лавры, 16 июля 1766 г. возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, назначен членом Святейшего Синода.

10 октября 1770 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. 21 января 1775 г. назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. С 15 ноября 1775 г. - директор Славяно-Греко-Латинской академии.

29 июня 1787 г. возведен в сан митрополита Московского и Коломенского.

Наведением порядка в епархиях митрополит Платон занимался со свойственной ему энергией. Он обращал особое внимание на духовные школы и обители. Испросил увеличения средств Тверской семинарии с 800 руб. в год до двух тысяч, благодаря чему увеличилось количество учащихся. Высоко поставил Московскую духовную академию, построил при ней общежитие и довел число учеников с 250-300 человек до тысячи. Устроил малые школы при монастырях на монастырские средства. Заботился о развитии в питомцах духа истинной церковности, выдвигал даровитейших на служение Церкви. Сонм его учеников-иерархов очень велик, а учеными и добропорядочными священниками он наполнил чуть ли не всю Москву и даже ее окрестности. Сам строгий инок, всей душой преданный монашеству, он много обителей устроил, и благоукрасил, и воскресил в них дух истинного монашества, призвав для этого учеников преподобного Паисия Величковского. Из обновленных и воодушевленных им к подвижничеству обителей особенно замечательны Пешношская и Оптинская.

Митрополит Платон с детства был глубоким и благоговейным почитателем преподобного Сергия. Он составил ему акафист и в течение всей своей жизни усиленно заботился о благолепии и благосостоянии Лавры. Кроме того, он основал и благоукрасил Спасо-Вифанский монастырь в окрестностях Лавры, в 1779 г. возобновил Николаевскую Берлюковскую пустынь; в 1808 г. построил храм во Имя Святой Троицы в Троицком Стефано-Махрищском монастыре Владимирской губернии и т. д. Возобновил архиерейские палаты в Москве, разрушенные и разграбленные во время «чумного мятежа» в 1771 г.

Большой заслугой митрополита Платона (тогда еще архиепископа), вскоре после назначения его на Московскую кафедру, было уничтожение “бесчестного крестца” у Спасских ворот, где собирались отрешенные от мест, а иные и запрещенные или состоявшие под судом “бродяги-попы”. За самую малую цену (5-10 коп.) нанимались они служить обедни. «Делало это нестерпимый соблазн, но Бог помог архиепископу все сие перевести, так что сего и следа не осталось, хотя оно продолжалось, может быть, через несколько сот лет и хотя прежние архиереи о том же старались, но не успели». И мало того, что не успели, но всего несколько лет назад попытка архиепископа Амвросия уничтожить этот крестец была одной из причин, приведших к мятежу и его убийству; так что, кроме всего прочего, для этого дела требовалось и немалое мужество. Митрополит Платон уменьшил число домовых храмов и соединил приходы, чтобы они могли безбедно содержать священников. “Не много уважал” он и принятые тогда выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, которые часто вели к злоупотреблениям. Сначала многие были этим недовольны, но потом увидели, что священники им назначаются хорошие и гораздо лучше выбранных ими, и перестали роптать. Как писал сам святитель Платон, “в производстве дел он не взирал ни на сильные лица, ни на просьбы, ни на слезы, коли то находил со справедливостью законною несообразным и с расстройством общего порядка паствы”. Когда полагал нужным, не считался он и с тем, что мог навлечь на себя царское неудовольствие. Преосвященный Платон протестовал против награждения духовенства светскими орденами.

В 1805 или 1806 г. с ним произошел удар, от которого митрополит уже не восстановился. Силы его слабели, управление делами он постепенно передавал викарию, епископу Августину. 13 июня 1811 г., в связи с тяжелой болезнью, был уволен от епархиальных дел до выздоровления. Но после этого (уже в самом конце своей жизни) митрополиту Платону пришлось перенести страшное душевное потрясение – нашествие Наполеона, взятие и пожар Москвы. Когда столица начала пустеть, улицы ее были наполнены только отъезжавшими из нее или обозами с военными снарядами и ранеными, тогда из Вифании прибыл митрополит Платон в последний раз взглянуть на любезную ему Москву. Говорят, что он хотел ехать на Бородинское поле или Поклонную гору и благословением своим воодушевить воинство к битве за Москву. Приехав в Чудов монастырь 28 августа, он сел в кресло на входном крыльце и долго со слезами смотрел на Кремль, как будто прощаясь с ним и как будто предчувствуя свою вечную с ним разлуку и его жребий. 1 сентября митрополит Платон возвратился из Москвы в Вифанию, а 2-го французы заняли столицу. Но после этого митрополит никак не хотел оставлять Вифанию, и только когда неприятель стал появляться в ближних селениях, принуждаемый окружающими, выехал в Махрищи.

Скончался митрополит Платон 11 ноября 1812 г. и был погребен в Преображенском храме созданного им Спасо-Вифанского монастыря. В настоящее время нетленные честные останки святителя почивают в храме в честь Сошествия Святого Духа Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

Митрополит Платон был одним из величайших русских святителей XVIII в. и плодовитейшим духовным писателем своего времени. Он не только писал и проповедовал, но и других побуждал к тому же. Умный и образованный, обладавший редким умением отличать и выдвигать талантливых людей, он любил храм и богослужение, дорожил церковной стариной и заботился о сохранении ее. Глубокая чувствительность души его проявлялась при богослужении, почти всякий раз при чтении Символа веры и молитвы Господней он заливался слезами от душевного умиления. К Божественной Трапезе всегда приступал со слезами. Отличительными свойствами его благородной души были благодарность, прямодушие и чистосердечие. Память его благоговейно чтится из рода в род, а совершающиеся по временам знамения милости Божией, исцеления у гроба его служат несомненным вестником того, что за гробом почивший обрел себе блаженную часть спасаемых. Святитель имеет особую благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни.