Архипастыри Московские и Севские
Архиепископ Платон (Малиновский)
Архиепископ Платон (в миру Павел Малиновский) получил образование в Киево-Могилянской академии. С 1722 г. – префект Киево-Могилянской академии. В 1724 г. переведен в той же должности в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. С 1726 г. – архимандрит Харьковского Покровского монастыря. 15 марта 1727 г. по болезни уволен в Киево-Печерскую Лавру. В 1729 г. назначен ректором новооткрытого Харьковского коллегиума и архимандритом Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря. С 21 июля 1730 г. - член Святейшего Синода. 14 апреля 1731 г. перемещен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря. 12 августа 1731 г. арестован и предан суду за книгу «Камень веры» и как противник епископа Феофана (Прокоповича). При допросе неоднократно подвергался пыткам. 27 июля 1734 г. уволен из членов Синода. 13 декабря 1738 г. лишен сана и монашества и под именем Павла Малиновского сослан на вечное пребывание в Сибирь. Местный преосвященный епископ Иннокентий (Неронович) сделал его учителем своей архиерейской школы.
28 апреля 1740 г., по ходатайству епископа Иннокентия, ему возвращен сан. 19 сентября 1742 г. хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. Хиротония происходила в Успенском соборе в Москве в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. С 5 апреля 1744 г. – член Святейшего Синода; 16 (17) июля возведен в сан архиепископа, назначен членом Московской Синодальной конторы и Управляющим Московской епархией. 5 апреля 1748 г. назначен архиепископом Московским, с 16 мая стал называться архиепископом Московским и Севским. В 1751 г. вызывался в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде.
С 1500 года до времени Московского епархиального управления Брянские земли не были обозреваемы местными архипастырями, поэтому его жители с особой радостью встретили весть о намерении архиепископа Платона летом 1752 г. посетить южные пределы Московской и Севской епархии. Во время обозрения храмов и монастырей Преосвященный Платон совершал по городам богослужения и хиротонии. Так, например, известно, что он литургисал в Брянске 25, 26 и 28 июля, причем, по просьбе Киево-Печерского архимандрита Луки, двух монахов Свенского монастыря рукоположил в иеродиаконы и двух иеродиаконов в иеромонахи. В это время, как и в последующее, Преосвященные обыкновенно останавливались в Брянском Петро-Павловском монастыре, где находилось и Брянское духовное правление, состоявшее в ведении архимандритов. Наибольшее внимание архиепископа Платона при объезде епархии было обращено на город Севск.
Скончался он 14 июня 1754 г. Погребен в Михаило-Архангельском храме Чудова монастыря.
Архиепископ Платон, как епархиальный архиерей, был человек просвещенный и гуманных воззрений, заботливый и внимательный. Он рекомендовал начальству монастырей обращаться с подчиненными не жестокосердно, но кротко, утверждая их в житии монашеском не жезлом ярости и биения, но словом кроткого наставления и собственною жизнью; всем оказывать равную любовь, малодушных утешать, немощных утверждать и врачевать духом кротости. Преосвященный Платон, по отзыву историка Московского епархиального управления, был покровителем духовного образования, защитником духовенства, ревнителем скорого и справедливого суда. После его смерти осталось только 20 рублей, но и те, по его завещанию, розданы неимущим.
По преданию, в память его получил имя в монашестве будущий Московский митрополит Платон Левшин.
Святитель Иларион (Григорович)
Святитель Иларион (Григорович) родился 20 декабря 1696 г. в городе Соснице Черниговской губернии. Еще в юности, имея склонность к изучению наук, покинул родной дом и ушел в Киев учиться. По окончании образования в Киево-Могилянской академии в 1721 г. пожелал принять монашеский постриг в Киевском Братском монастыре. Пострижение его совершил учитель богословия иеромонах Иосиф Волынский. Тогда же инок Иларион получил должность учителя в Киевской академии и трудился четыре года с усердием в этом звании.
В 1726 г. был рукоположен в сан иеромонаха и стал префектом Харьковского коллегиума, где преподавал риторику и философию, слыл одаренным Богом проповедником.
29 июня 1733 г. иеромонах Иларион был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Успенского Святогорского монастыря на реке Северский Донец. Ученый муж, отличавшийся духовными подвигами, был весьма требователен к себе и братии, от которой за это, как и его предшественник, архимандрит Митрофан (Шеинков), неоднократно подвергался неприятностям. Иеродиакон Иоасаф, вначале от себя одного, потом от имени братии, подал на архимандрита доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя его в излишней строгости к нему, Иоасафу, и ко всей братии, а также в неправильных распоряжениях по монастырской экономии. Но Иоасаф, вызванный следственной комиссией в Белгород на допрос, бежал из консистории, а доверенные от всей братии – иеромонах Софоний, иеродиакон Арсений и монах Ефестион – объявили в консистории, что они решительно не знают никаких вин за архимандритом; причем иеромонах Мисаил присовокупил, что он, хотя и умеет писать, но ни сам не подписывал доноса, ни другого кого не просил подписываться за него. Таким образом, правда скоро открылась, и в указе консистории от 10 февраля 1735 года видим архимандрита Илариона (Григоровича) начальником Святогорской пустыни. Упоминается его имя и в указах 1736 и 1737 годов.
С 1738 г. архимандрит Иларион управлял Николаевской Белгородской обителью на реке Донец, в 1740 г. был переведен настоятелем Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, в 1743 г. – настоятелем Чудова монастыря в Московском Кремле. Несмотря на свою болезненность, кроме обычных настоятельских трудов, архимандрит Иларион занимался и ученой деятельностью. Он участвовал в проверке исправленного ранее церковнославянского текста Библии. В 1744 г. Святейший Синод предписывал ему «при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни кроме недельных быть и слушание, и исправление Библии иметь» вместе с архиепископом Московским Иосифом (Волчанским). В том же 1744 г. архимандрит Иларион был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского, что на Истре, монастыря, причем в священнослужении велено ему «облачение употреблять и мантию носить и место содержать по степени Чудова монастыря».
После смерти архиепископа Иосифа († 1745) товарищем архимандриту Илариону был назначен учитель Московской академии греческих школ иеромонах Иаков (Блонницкий), причем им было велено положить в основание исправленную и проверенную при митрополите Стефане (Яворском) Библию, только еще раз проверить те места, которые там было признано нужным исправить. 9 января 1747 года архимандрит Иларион доносил Синоду, что для успеха дела непременно нужно смотреть на достоверный цельный текст библейский, находящийся в греческих кодексах, и просил уволить его от такого дела, потому что «труждающиеся при чтении библейском должны знать совершенно греческий язык, а он греческому языку не учился», а к тому же «через три года при той Библии труждающийся ослабел немало глазами и повседневно продолжающемуся через четыре-пять часов и больше тому чтению удовлетворить не может» – и просил отпустить его в Воскресенский монастырь. Просьба его была исполнена. Плодом деятельности архимандрита Илариона были 290 тетрадей, заключавших исправленный им библейский текст. Проверка с участием членов Синода длилась несколько лет, и в 1751 году эта, так называемая «Елизаветинская Библия», вышла из печати.
22 мая 1748 г. архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. 13 января 1752 г. он был вызван в Петербург для присутствия в Синоде. С 14 июня 1754 г. по 25 января 1758 г. епископ Иларион временно управлял Московской и Севской епархией. Вблизи мест своих первых юношеских подвигов, в Китаевой пустыни, епископ Иларион освятил деревянный храм во имя святителей Московских, построенный Киево-Печерским архимандритом Лукой. По благословению святителя Илариона был освящен придел во имя преподобного Пафнутия Боровского во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Епископ Иларион 12 лет управлял Крутицкой епархией и считался одним из самых замечательных архипастырей за все годы, предшествовавшие его святительству на Крутицах. Он стяжал в Москве славу человека богоугодной жизни, подвижника и молитвенника, снискал любовь народа. Его считали святым. «Божиим изволением, с подобающим христианским приготовлением, совершенным исповеданием и крепкой до самой кончины памятью», епископ Иларион почил в Бозе 3 декабря 1759 г. в 9 часов вечера. Был погребен в Москве, в прежнем архиерейском доме на Крутицах, в усыпальнице под Никольским придельным храмом при Воскресенском храме.
Свидетели его праведных подвигов во множестве стекались к гробнице избранника Божия. До 1816 г. из стенного оконца можно было видеть его открытую гробницу, к которой сходился народ. На стене перед склепом была изображена надпись, содержавшая сведения о его жизни и подвигах.
Имя святителя Илариона было внесено в Собор Тульских святых, празднование которым установлено 22 сентября 1988 г. 8 мая 2008 г. святитель Иларион прославлен Украинской Православной Церковью для местного чествования в Соборе Святогорских святых (память 11/24 сентября). В том же году внесен в список Собора Брянских святых.
Митрополит Тимофей (Щербацкий)
Митрополит Тимофей (в миру Тихон Иванович Щербацкий или Щербак) родился в 1698 г. в Триполье (Малороссия) при р. Днепре. Образование получил в Киево-Могилянской академии.
Обладая отличным голосом, поступил в академический певческий хор и по велению Петра I был взят певчим в придворную капеллу. Желая продолжить образование, испросил себе увольнение и вернулся в академию. В 1737 г., по окончании курса академии, принял монашество и определен на место кафедрального писаря при Киевском Софийском соборе. В том же году возведен во игумена и поставлен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской епархии, но вскоре переведен обратно в Киев, в Выдубицкий монастырь. В 1739 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Златоверхого Михайловского монастыря. 14 апреля 1740 г. в присутствии Киевского митрополита Рафаила избран и утвержден настоятелем Киево-Печерской Лавры. 10 марта 1748 г. состоялась хиротония архимандрита Тимофея в Санкт-Петербурге в митрополита Киевского. Братия Киево-Печерской Лавры вновь избрала его себе в настоятели, но Святейший Синод не утвердил это избрание. 4 ноября 1754 г. назначен членом Святейшего Синода. 22 октября 1757 г. просил увольнения на покой, но вместо этого переведен митрополитом Московским и Севским. С 1764 г. именовался митрополитом Московским и Калужским. 5 января 1767 г. уволен на покой. Скончался 18 апреля 1767 г.
Митрополит Тимофей первый из архиереев погребен не по монашескому, а по священническому чину, что после этого особым указом было возведено на степень общего правила. Погребен в Чудовом монастыре в Москве. Отличался добродушным характером.