Архипастыри Севские и Брянские, викарии Московской Епархии
Епископ Тихон (Якубовский)
Епископ Тихон родился в городе Коропе Черниговской губернии в семье мещан Якова и Агафьи Якубовских. Мирское имя его неизвестно, как и точная дата рождения. Будущий епископ рано обучился грамоте, в детстве пел на клиросе в приходском Вознесенском храме. За прекрасный голос мальчика взяли в архиерейский хор в Чернигов, а затем определили в местную семинарию. По окончании семинарии Якубовский продолжил духовное образование и в 1750-е годы окончил Киево-Могилянскую академию. Во время учебы принял монашество с именем Тихона. Из Киева иеромонах Тихон был вызван в Санкт-Петербург и определен в Сухопутный кадетский корпус законоучителем. 1 ноября 1760 г. он произведен во архимандрита Спасо-Ярославского монастыря с оставлением в столице. В декабре того же года был отправлен в Кенигсберг, взятый в 1758 г. в ходе Семилетней войны русскими войсками, для основания там Греко-Российской Церкви. За труды в Кенигсберге архимандриту Тихону была пожалована мантия с красными скрижалями. В январе 1763 г. архимандрит Тихон вернулся в Москву, месяц спустя прибыл настоятельствовать в свой Спасо-Ярославский монастырь, где одновременно исправлял должность ректора Ярославской духовной семинарии, которая находилась при монастыре.
13 января 1764 г. было учреждено Севское викариатство Московской епархии. Высочайшим указом 26 июня 1764 г. епископом Севским и Брянским, первым викарием Московской епархии был назначен архимандрит Тихон (Якубовский), его хиротония была совершена в Московском Успенском соборе 8 августа 1764 г. В Севск он прибыл 10 сентября 1764 г., его резиденцией стал Севский Спасский монастырь. Епископ Тихон был занят обустройством новой епархии, определением штатов архиерейского дома и консистории.
Указом Святейшего Синода от 24 декабря 1767 г. епископ Тихон переведен из Севска на Воронежскую епархию. В Воронеж он прибыл в январе 1768 г. В том же году Синод предписал ему отправиться в Белгород для погребения умершего епископа Порфирия (Крайского). В 1774 г. епископ Тихон уезжал на два месяца в Киев для поклонения святым мощам.
Епископ Тихон был образованным человеком, он знал немецкий и французский языки. Современники отзывались о нем с большим уважением, считая его «просвещеннее, нежели обыкновенный, учившийся и учивший в семинарии учитель или проповедник». Профессор Болотов, знавший епископа Тихона в Кенигсберге, отзывался о нем так: «...Муж прямо благочестивый, кроткий, ученый и такой, который не делал стыда нашим россиянам, но всем поведением своим приобрел почтение и от самих прусских духовных».
Именным указом от 19 мая 1775 г. епископ Тихон переведен из Воронежа на Суздальскую епархию, куда и отправился 20 июля того же года. Епископ Суздальский и Юрьевский Тихон умер 4 апреля 1786 г. в Суздале, в возрасте около 60 лет. Чин погребения совершил 16 апреля епископ Владимирский Виктор (Онисимов; †1817). Погребен епископ Тихон в Суздальском соборном храме, против северных дверей.
Епископ Кирилл (Флоринский)
Родился в 1729 г. (по другим источникам – в 1727 г.) в местечке Барышовке, на Украине. Обучался в Киево-Могилянской академии.
В 1754 г. взят в певчие ко двору императрицы, но вскоре оставил это место и стал слушателем лекций в Академии наук. В 1756 г. пострижен в монашество митрополитом Новгородским Димитрием и отправлен учителем в Новгородскую духовную семинарию. В 1760 г. назначен служить в посольском храме в Париже, но вскоре вернулся в Россию. В 1764 г. возведен в сан архимандрита Борисо-Глебского Новоторжского монастыря Тверской епархии.
13 января 1768 г. хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. 26 апреля 1778 г. уволен на покой в Киевский Златоверхий монастырь.
Скончался 27 сентября 1795 г. Погребен в Златоверхом монастыре в соборном храме, в Варваринском приделе.
Митрополит Амвросий (Подобедов)
Митрополит Амвросий (в миру Андрей Иванович Подобедов) родился 20 ноября 1742 г. в с. Стогове Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника. С 1757 г. обучался в Троицкой Лаврской семинарии. В 1764 г., по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря. 12 февраля 1768 г. принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. С 1771 г. – префект академии. С 1774 г. – ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 5 июня 1778 г. хиротонисан во епископа Севского и Брянского. 25 апреля 1781 г. переведен в Крутицкую епархию. С 27 марта 1785 г. – архиепископ Казанский и Симбирский. С 16 октября 1799 г. – архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, в декабре назначен управляющим Новгородской епархией. С 10 марта 1801 г. – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. 26 марта 1818 г. по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород.
После приезда митрополита Амвросия в Новгород он прожил две недели здоровым и невредимым. Однажды вошел он в Знаменский собор. Масло из лампады пред образом Божией Матери нечаянно пролилось ему на голову. В тот же вечер он занемог. Следующий день провел в болезни, лекари стали обещать выздоровление. Наутро он причастился Святых Таин, сказав при этом: «Собороваться маслом не надобно, меня соборовала Богоматерь». Через некоторое время сам читал отходные молитвы и 21 мая 1818 г. предал Богу дух свой. Погребен в Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи.
Основным направлением деятельности Преосвященного Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске. В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях. В Казани Преосвященный Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар.
При его деятельном участии совершено преобразование духовных учебных заведений в России. За труды по духовному образованию Преосвященный Амвросий первый удостоился звания почетного доктора богословия.
Епископ Дамаскин (Семенов-Руднев)
Епископ Дамаскин (в миру Димитрий Семенов-Руднев) родился в январе 1737 г. в Тульской губернии в семье священника.
В 1750 г. поступил в Крутицкую духовную семинарию; в 1752 г. в Московскую академию. В 1761 г. по окончании академии определен учителем в Крутицкую духовную семинарию. В 1765 г. подал прошение об отправке его для продолжения образования в Англию. В 1766 г. он с тремя студентами Московской академии был отправлен в Германию для обучения в Геттингенском университете. В 1772 г. возвратился в Россию. В декабре 1774 г. назначен учителем Московской Славяно-Греко-Латинской академии. С 1775 г. – префект и профессор философии в академии.
8 сентября 1775 г. пострижен в монашество. В апреле 1778 г. возведен в сан архимандрита Богоявленского монастыря и с 24 мая 1778 г. назначен ректором Московской Славяно-Греко-Латинской академии. Он улучшил метод преподавания и освободил академическую науку от уз схоластики, увеличил академическую библиотеку, ввел торжественные собрания и диспуты в академии. 19 апреля 1779 г. назначен членом Московской Синодальной конторы. С 1780 г. – цензор духовных книг и периодического московского журнала. Участвовал и в трудах Вольного Российского Собрания, учрежденного при Московском университете.
5 июля 1782 г. хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии. За короткое время успел упорядочить благочинническую отчетность, возвысить дело проповеди церковной, улучшить церковный хор.
22 сентября 1783 г. епископ Дамаскин был переведен в Нижний Новгород. 12 января 1794 г. уволен на покой в Московский Покровский монастырь. Скончался 18 декабря 1795 г.
Забота о просвещении была всегда в центре внимания епископа Дамаскина. И у духовенства он стремился привить любовь к науке. При определении священнослужителей на места Преосвященный Дамаскин главное внимание уделял образованию. Духовные семинарии епархий были приведены им в блестящее состояние: расширено преподавание богословия, введен ряд инородческих языков, увеличены библиотеки. Сам Преосвященный Дамаскин занимался литературной деятельностью, увлекался наукой, писал труды. Его труды немногочисленны, но очень ценны. За свои ученые труды он был избран в экстраординарные члены Геттингенского университета, в России – в члены Академии наук.