Брянская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат По благословению митрополита Брянского и Севского Александра

Архипастыри Брянской земли

Патриаршая область

Патриарх Филарет

Филарет

Патриарх Московский и всея Руси Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых. Получил прекрасное по своему времени образование. С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений. Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов, боясь этого, постриг его в монашество в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь. В 1606 г. Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита. В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными получил возможность вернуться на Родину. Его торжественно встретили, и Собор Русских Иерархов предложил ему Патриаршество. 29 июня 1619 г. совершилось наречение его в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в Патриарший сан святитель Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского Патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве, и от Русских Иерархов.

Патриарх Филарет – страдалец Земли Русской, испил до дна чашу горечи и уничижения. Счастлив он был только в дни юности и старости, а двадцать лет почти непрерывных страданий разделяют черной полосой его светлые годы. Клевета, страх пыток, изгнание, насильственная разлука с дорогими сердцу и насильственный постриг, лишение почестей, богатства, свободы, плен, поругание - вот беды, обрушившиеся одна за другой на него непрерывной цепью. Дважды он был взят в плен (тушинским вором и поляками) и 10 лет томился в последней неволе. Трижды избирался в Патриархи: Василием Шуйским назначен и низложен в мае 1606 г.; в Тушинском таборе опять был признан Патриархом и к рассылавшимся им грамотам прилагал Патриаршую печать, но полную Патриаршую власть он получил только после возвращения из плена. В это время на царство был избран его юный сын Михаил. Как отец юного царя и человек государственного ума и политической опытности, он стал первенствующим в правлении государственными делами. Пользовался большим авторитетом и влиянием, отличался большим умом, любознательностью и начитанностью, был приветлив. По наружности отличался такой красотой, что не было в Москве человека мужского пола красивее его, так что его красота вошла в пословицу. С его именем связаны все государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 г. Он был истинным представителем окрепшей его трудами государственной власти и устроителем государственного порядка, в этом, главным образом, историческая заслуга Патриарха Филарета. В сфере Церковного управления, подлежавшего прямому ведению Патриарха, он всячески поддерживал чистоту Православия. При нем было усилено книгопечатание, он много заботился об исправлении богослужебных книг, открывал школы, учредил греко-славянское училище в Чудовом монастыре. Строил и украшал храмы, был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании Церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. Патриарх Филарет был строгий к провинившимся, но справедливый. Ревнуя о Православии, он назначил первого архиепископа в Сибирь и прилагал все заботы к обращению иноверцев. Патриарх Филарет не любил иностранцев и велел уничтожить две немецкие кирхи. При нем возобновились отношения Руси с восточными Патриархами и в Москву стали охотно приезжать их представители. Патриарх Филарет был не сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в «безгосударное время». Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках – менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук, с шитым золотом и серебром херувимом. Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной и деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовала о простоте повседневных потребностей этого святителя. Кончина его последовала в глубокой старости, 1 октября 1633 года.

Патриарх Иоасаф I

Иоасиф1

Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I происходил из боярской семьи. Между 1597 и 1603 гг. пострижен в монашество в Соловецком монастыре при архимандрите Исидоре. С 3 февраля 1621 г. – архимандрит Псково-Печерского монастыря. 1 января 1627 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского, с возведением в сан архиепископа. По описанию летописей, это был архиерей «во нравах и житии добродетелен, а к царю недерзновенен». За защиту прав города от притязаний немецких торговцев у святителя на некоторое время были сняты «благословение и служба». 6 февраля 1634 г. он был поставлен Патриархом Московским по завещанию своего предшественника Патриарха Филарета.

С самых первых шагов своей деятельности Патриарх Иоасаф обратил главное внимание на совершение богослужений, особенно в московских храмах. Ему стало известно, что во многих храмах Москвы богослужение совершается небрежно: пение церковное говорят наскоро, голосов в пять-шесть и более. Духовенство нарушает правила церковные, сокращает службы. Прихожане, ходя в святые храмы, без всякого страха разговаривают и смеются во время службы. Желая пресечь существовавшие беспорядки, Патриарх Иоасаф составил так называемую «Память», в которой давал указания о порядке ведения служб и о правилах поведения священно- и церковнослужителей. Составлением «Лествицы властям» Патриарх разрешил спорный вопрос о местах, который возникал среди властей, участвовавших в соборах и разных церковных торжествах. Патриарх Иоасаф ревностно продолжал дело своего предшественника по исправлению и печатанию богослужебных книг, при нем было напечатано 23 наименования книг. В личной жизни он отличался смирением, кротостью, благочестием и строгой иноческой жизнью. Скончался 28 ноября 1640 г., погребен в Успенском соборе Кремля.

Патриарх Иосиф

Иосиф

Патриарх Московский и всея Руси Иосиф родился в г. Владимире-на-Клязьме. С 1639 г. – архимандрит Симонова монастыря. 27 марта 1642 г. поставлен Патриархом Московским и всея Руси. Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в сан Патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию, которую носили прежние Патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Так же поступили и с другими тремя жребиями, и снова вынули один. В третий раз в панагию вложили 2 жребия, снова отслужили молебен, изъяли один жребий и, не распечатывая, отправили его царю, который распечатал жребий в присутствии своего окружения, и избранным оказался Иосиф.

Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича, но он вступил на Патриарший Престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, каким был до него Патриарх Филарет. Он заботился о благоустройстве храмов и о благолепии церковной службы. На освящении храма во имя святого пророка Илии в Ярославле в 1650 г. Патриарх принес в дар новому храму частицу Ризы Господней. Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, для чего вызывал учителей из Киева. При нем было упразднено «многоголосие клира», т. е. привившийся в то время вредный обычай одновременно совершать в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом – кафизмы, в третьем – канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем, инициатором этого был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни Патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. При Патриархе Иосифе было напечатано много богослужебных книг и начато благое дело сопоставления их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым Патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту (Пустосвята) и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения. В результате это благое начинание не дало положительных результатов. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений Суханов. При Патриархе Иосифе были открыты мощи преподобного Саввы Звенигородского, преподобного Александра Свирского и святого князя Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митрополита Никона и соборному определению, были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за Веру и Отечество: Патриарха Иова из Старицы, Патриарха Гермогена из Чудова монастыря и митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. Во время встречи тела Патриарха Иова престарелый святитель сказал царю: «Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава». Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей святителя Филиппа. Погребен в Московском Успенском соборе.

Патриарх Никон

Никон

Патриарх Московский и всея Руси Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в 1605 г. в с. Вельдеминове (оно же Вельминово и Курмыши) Нижегородской губернии, в семье крестьянина. Обучался у своего приходского священника, 12-ти лет ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. В 1624 или 1625 г., по желанию родителей, вернулся, женился и принял сан священника. Около 1626 г. назначен священником одного из московских храмов. В 1635 г., после смерти детей, жена приняла пострижение, а он принял монашество в Анзерском скиту на Белом море. Жил под началом преподобного Елеазара, который постригал его. В 1642 или 1643 г. перешел в Кожеезерскую пустынь, где вскоре был избран настоятелем. В 1646 г. отправился в Москву для сбора подаяний. Представлялся высшему духовенству и царю Алексею Михайловичу, на которого произвел сильное впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. В том же 1646 г. возведен в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Кремле и был в тесном содружестве с Алексеем Михайловичем. 11 марта 1649 г. возведен в сан митрополита Новгородского и Великолукского. В 1652 г. участвовал в перенесении мощей святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по желанию царя, дал согласие на принятие Патриаршества. 25 июля 1652 г. торжественно возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси. Начертал себе гениальный план церковной реформы в духе строгого Православия относительно всех сторон церковной жизни. В 1654 г. созвал Собор, признавший необходимость исправления церковных книг. В 1656 г. вторично созвал Собор с участием Патриархов Антиохийского Макария и Сербского Гавриила. Этот Собор одобрил новоисправленные книги и постановил ввести их по всем церквам. 10 июля 1658 г., из-за разногласий с царем, всенародно отрекся от Патриаршей власти и удалился в основанный им Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В 1660 г. на созванном в Москве соборе было постановлено лишить Никона чести архиерейства и даже священства. Дело Патриарха Никона было передано на суд Вселенских Патриархов. 27 декабря 1666 г. на Соборе в Москве осужден, лишен сана и простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1676 г. переведен в Кириллов Белозерский монастырь, в 1681 г. после многочисленных прошений получил разрешение от царя поселиться в монастыре «Новый Иерусалим», но не доехал до места. Скончался 17 августа 1681 г. в дороге, около Ярославля. Разрешительные грамоты Патриархов не застали его в живых. Погребен по чину Патриаршему в Ново-Иерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под Голгофой.

Патриарх Иоасаф II

Иоасиф2

Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II (Новоторжец) с 1654 г. был архимандритом Рождественского монастыря во Владимире. С 25 апреля 1656 г. – архимандрит Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В 1666 г. принимал участие в соборном суде над Патриархом Никоном. 10 февраля 1667 г. Собором Иерархов поставлен Патриархом Московским и всея Руси.

Его называли «старцем добрым, кротким и незлобивым». С первых же дней Патриаршества он присутствовал на Соборе (1667 г.), на котором было одобрено исправление книг, сделанное Патриархом Никоном и произнесена анафема на противников исправления. Патриарх Иоасаф боролся против раскольников. При нем были проведены некоторые реформы в Церкви и установлены правила для священников и для паствы. Скончался 17 февраля 1672 г. Погребен в Успенском соборе в Москве.

 

Патриарх Питирим

Питирим

Патриарх Московский и всея Руси Питирим с 1650 г. был архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1654 г. переведен в Московский Новоспасский монастырь. В начале 1655 г. хиротонисан во епископа Сарского, с возведением в сан митрополита. С 6 августа 1664 г. – митрополит Новгородский и Великолукский. По удалении Патриарха Никона управлял делами Патриаршества. 7 июля 1672 г. избран Патриархом Московским и всея Руси и в том же году крестил в Московском Чудовом монастыре Петра I. В 1673 г. по его благословению основан Осташков Знаменский женский монастырь в Тверской губернии. Скончался 19 апреля 1673 г. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

 

 

Патриарх Иоаким

Иоаким

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) родился в 1620 г. Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову и на 35 году жизни (в 1655 г.) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 г. назначен Патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 г. – архимандрит Чудова монастыря. 22 декабря 1672(3?) г. хиротонисан во епископа Новгородского, с возведением в сан митрополита.

26 июля 1674 г., после годичного междупатриаршества, избран Патриархом Московским. В 1681 г. дал грамоту о построении каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Арзамасе, вместо сгоревшего. В 1685 г. посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Самостоятельная деятельность Патриарха Иоакима проявилась с 1673 г., с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должны собираться церковные взносы, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов. В 1673 г. посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание недовольных монахов Соловецкого монастыря. После избрания на Патриарший престол он все 16 лет Патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Патриарх принимал в свое ведение богадельни, повелевая нищим селиться при церквах. Важным актом государственной деятельности Патриарха Иоакима было его участие в уничтожении местничества среди бояр. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего главным образом из Польши. В 1686 г., благодаря его стараниям, к Московскому Патриархату была присоединена Западнорусская митрополия, находившаяся под властью Константинопольского Патриарха и служившая проводником латинской пропаганды в Россию. Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии – одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая - ревнителей Православия, возглавляемая Патриархом Иоакимом.

Для борьбы с польско-латинским направлением Патриарх Иоаким испросил в 1685 г. у Восточных Патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе «греческого» училища, основанного в Москве в 1679 г., и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе Патриарха Иоакима созывался Собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен. С чувством особой суровости и даже враждебности относился Патриарх Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве. На Соборе 1681 г. определены постановления, которые должны были парализовать старообрядческое движение - например, об отсылке упорных раскольников к градскому суду, о строгом контроле за продажей «тетрадей» у Спасских ворот, о бесплатной выдаче новоисправленных богослужебных книг.

Следует отметить, что Патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении. В 1681 г. он, заботясь об экономическом благосостоянии духовенства, настоял на отмене закона 1676 г., запрещавшего приписывать церквам земельные наделы. В 1675 г., по его инициативе, решением Собора был упразднен Монастырский приказ и было строго подтверждено, что духовенство должно быть судимо только духовными судьями. По его же предложению Соборы 1675 и 1682 гг. сформулировали несколько определений, направленных на исправление нравов духовенства. Заботясь о сохранении неповрежденности чинопоследований Русской Церкви, он осуществлял критическую проверку богослужебно-обрядовой практики и очистку ее от привнесенных в нее излишних наслоений. В то же время при нем был исправлен и издан ряд богослужебных и других церковных книг.

Патриарх Иоаким был личностью цельной, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью. Скончался 17 марта 1690 года и погребен в Успенском соборе Кремля.

Патриарх Адриан

Адриан

Патриарх Московский и всея Руси Адриан (в миру Андрей) родился 2 октября 1637 или 1639 года в Москве. О жизни его до пострижения в монашество не сохранилось никаких сведений. Известность в истории он получил уже будучи архимандритом Чудова монастыря (1678-1686 гг.) и доверенным лицом Патриарха Иоакима. В монастыре он прославился строительной деятельностью. По его ходатайству и под его руководством было построено несколько храмов и перестроены по новому плану все монастырские здания. Архимандрит Адриан зарекомендовал себя и как строгий поборник иноческого целомудрия. В монастырском храме он отвел особые места для мужчин и женщин и устроил для них даже отдельные входы в храм. 21 марта 1686 года он был хиротонисан Патриархом Иоакимом во епископа Казанского и Свияжского, с возведением в сан митрополита. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии также почти не сохранилось сведений. Известно только, что в этой епархии он обогатил своими вкладами Благовещенский собор и издал книгу «О перстосложении».

После четырехлетнего управления Казанской епархией, 24 августа 1690 года, митрополит Адриан был возведен на Всероссийское Патриаршество. Вновь избранный Патриарх в своей речи давал обещания вести Русскую Церковь по греко-русскому пути. Выражением этого обещания было окружное послание Патриарха ко всей пастве. Это послание включало в себя 24 пункта увещеваний ко всем группам русского общества, начиная от архиереев и завершая мирянами. Его наставления были наполнены духом кротости и любви к пасомым, они касались всех жизненных вопросов, не исключая мелочей. Особые усилия направил Патриарх Адриан против проникавшего влияния Запада во все стороны русской жизни. В первые годы Патриаршества он имел некоторое влияние на государственную жизнь, но в дальнейшем главное препятствие для своей борьбы с иноземными новшествами Патриарх Адриан встретил в лице молодого царя Петра I, который сам перенимал немецкие обычаи. Царь вскоре устранил Патриарха от участия во всех государственных делах в противоположность существовавшему ранее обычаю, когда и церковная, и гражданская власти согласовывали свои действия друг с другом. У царя с Патриархом Адрианом произошло несколько столкновений, когда Патриарх был явно прав, но не смог смело защитить своего мнения. Авторитет Патриарха как главы Русской Церкви был ограничен. Давняя болезнь Патриарха Адриана усилилась к 1700 году, в сентябре он совсем слег, за три дня до смерти паралич поразил все его тело. 16 октября 1700 года в 1-м часу ночи Патриарх Адриан скончался. Тело его было погребено в Успенском соборе Московского Кремля.

Местоблюститель Патриаршего престола

Митрополит Стефан (Яворский)

Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (в миру Симеон Иванович Яворский) родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции), в православной семье. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1684 году митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским был отправлен за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне – богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отступлении от Православной Церкви и был принят снова в Ее лоно.

По совету митрополита Варлаама Ясинского в 1689 г. он принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской Лавре. В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии. Он читал риторику, пиитику, философию и богословие. С 1691 г. – префект академии, в 1697 г. назначен игуменом Никольского Пустынного монастыря.

Игумен Стефан был ближайшим помощником Киевского митрополита в его отношениях с Московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. 7 апреля 1700 г. он был хиротонисан в Москве во епископа Рязанского и Муромского, с возведением в сан митрополита.

16 декабря 1701 г., после смерти Патриарха Адриана, по указанию царя митрополит Стефан был назначен Местоблюстителем Патриаршего престола. Несмотря на то что он меньше всех других сочувствовал учреждению в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода, царь назначил его президентом Синода. Митрополит Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. Умер он 27 ноября 1722 г. в Москве. Тело его было погребено в Успенском соборе г. Рязани. Преосвященный Стефан восхищал своих современников как проповедник. Свою библиотеку он пожертвовал Нежинскому монастырю. Из его трудов наиболее известен «Камень веры».