Житие преподобного благоверного князя Олега Брянского
Преподобный благоверный князь Олег Брянский († 1331, память 20 сентября/3 октября)
Акафист благоверному князю Олегу Брянскому (новая редакция)
Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как “погибель Русской Земли”. Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя, не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.
В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость “славы мира сего“, и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.
Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: “Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие”. Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. “Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного” – эти предсмертные слова святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.
“Род праведных благословится”, – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.
Дочь страстотерпца Михаила, преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и богоугодное житие причислена к лику святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как святой благоверный князь.
Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении – Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении – Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.
Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия в созданном им на свои средства Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.
Тело святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.
Память преподобного благоверного князя Олега издревле почиталась в Русской Церкви. В пергаментном синодике, рукописи XV— XVI веков Императорской Публичной Библиотеки, в Чине Торжества Православия в числе благоугодивших Богу провозглашается вечная память князю Олегу с одним его первым именем – Олегу Добрянскому.
Известно, что из благоговения к памяти святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились под спудом святые мощи благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен престол в честь иконы Божией Матери "Знамение".
В 1830 году братия Петро-Павловского монастыря была переведена в город Елец, и с 1-го августа 1836 года, по прошению Брянского городского общества, на месте мужского монастыря была учреждена женская обитель.
В 1893 году в Брянске возобновилось торжественное празднование памяти преподобного князя Олега. Местный краевед Павел Никитич Тиханов (1905) собрал и издал материалы для его жития. В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, сын которого был назван в честь святого Олега, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону “Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою”. 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон брянских святых, князя Олега и преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: “По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска…”
13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября – день памяти Брянского угодника Божия, святого князя Олега – не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех брянских храмах совершались торжественные Богослужения. В 1903 году, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти преподобного Олега, князя Брянского, — 20 сентября.
В 1923 году монастырь был упразднен. В начале 1930-х годов, по благословению архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, совершено перезахоронение мощей преподобного князя Олега под алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Только в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение святых мощей. 10 августа 1995 года, по благословению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, честные останки святого князя были вновь обретены и с тех пор открыто почивали во Введенском храме обители.
По ходатайству Преосвященного Феофилакта, епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года был возобновлен Петро-Павловский женский монастырь.
5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти преподобного князя Олега Брянского.
23 июня 2012 года в Соборном Кафедральном комплексе состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из Соборного храма в честь Воскресения Христова в Брянский Кафедральный собор во Имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Брянский и Севский Александр. Во время Всенощного бдения раку с мощами святого священнослужители Крестным ходом с многочисленными богомольцами перенесли в Свято-Троицкий кафедральный собор. Раку установили в центре верхнего яруса собора. По окончании богослужения архиерей поздравил присутствующих с перенесением мощей святого, после чего все верующие смогли поклониться мощам преподобного Олега Брянского.
1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил пастырский визит на Брянскую землю с тем, чтобы освятить нововозведенный собор во Имя Святой Троицы. Перед началом богослужения Святейший благоговейно приложился к мощам святого благоверного князя Олега Брянского. Установилась добрая традиция, согласно которой у мощей святого служится напутственный молебен для брянских призывников, которые просят у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.
Ежедневно, кроме воскресных дней и двунадесятых праздников, богослужение в кафедральном соборе начинается совершением молебна преподобному благоверному князю Олегу Брянскому.