Житие священномученика иерея Григория (Фаддеева, 1895-1937)
Священномученик Григорий родился в селе Неварь Дмитриевского уезда Курской губернии 14 апреля 1895 года. Видимо, младенец был слаб, поэтому Таинство Крещения было совершено уже на следующий день в сельском храме в честь Богоявления.
Вскоре отец Григория, Иван Андреевич, овдовев, остался с тремя маленькими детьми и больной матерью и вторично женился на вдове, Ксении Николаевне, у которой тоже было двое маленьких детей. Будучи человеком грамотным, Иван Андреевич экстерном сдал экзамен и стал псаломщиком в храме своего родного села Неварь. Так семья Фаддеевых стала принадлежать к Духовному сословию. До этого их отец, бывший сыном крепостного повара, земельного надела не имел и получил его, только став псаломщиком. Он дал себе клятву дать всем детям образование и всю жизнь стремился к этому.
В 1906 году одиннадцатилетний Григорий поступил в Рыльское духовное училище, в 1910 году он был переведен в 1-й класс Курской духовной семинарии, которую блестяще окончил в 1916 году. Трем лучшим выпускникам предоставлялось право бесплатного обучения в Академии. Но отец сказал ему: «Гриша, тебе дали образование, помогай остальным кончить учебу, а их семь человек!»
Вместе с его сестрой Еленой в Епархиальном училище училась Вера, дочь священника из села Бычки того же уезда Павла Григорьевича Иванцова - будущая супруга Григория.
Сестра священномученика Григория Татьяна Ивановна вспоминает, что годы, пока учились младшие дети, были нелегкими, брату и сестре часто приходилось заниматься репетиторством. Урожай с семи десятин не раз закладывался на корню, чтобы как-то свести концы с концами.
Вскоре Григорий Фаддеев был рукоположен во пресвитера к храму во имя Архистратига Божия Михаила села Кривец Тимского уезда Курской губернии. Но, по просьбе неварьских прихожан, Курский Епархиальный Совет переместил его в родное село Неварь.
В письме иерея Григория своим будущим прихожанам содержатся его мысли о высоте священнического служения:
«Если прихожанам села Неварь желательно иметь меня своим приходским священником, то я не считаю возможным отказать им, но для своего переезда из Кривца в Неварь ставлю некоторые условия. Во 1-х. Они должны смотреть на меня только лишь как на священника, поставленного Богом пастыря. Они должны знать, что на служение священника вообще я смотрю очень высоко и в этом, дарованном мне Богом служении, желаю и должен работать по совести, в Невари ли, то ли в другом селе. Поэтому они должны знать, что я могу и должен быть иногда строг и требователен. Одним словом, они должны забыть, что я их односельчанин и рос на их глазах, и помнить только то, что я их священник, пастырь, которого они сами желают иметь».
Молодой священник с воодушевлением взялся обустраивать приходскую жизнь в родном селе. Переехав в Неварь, он, будучи человеком музыкальным, сразу с любовью взялся за организацию в селе смешанного хора. В течение целого десятилетия он подбирал способных хористов, кропотливо обучая их. Скоро Неварьский хор стал известен в округе, его приглашали на Престольные праздники в соседние села. Батюшка сам прослушивал всех желающих и отбирал более способных. Тем, кто из-за неимения способностей не подходил для пения, батюшка очень мягко, чтобы не обидеть, говорил: «Вы не расстраивайтесь. Пока почаще ходите в храм на службу. Внимательно слушайте, как поют и читают. Набирайтесь опыта». О. Григорий создал два хора - взрослый и детский. На ежедневных спевках дети садились вокруг стола, и батюшка лично руководил пением. О. Григорий просил маленьких хористов объяснить, что они поняли из того, что пели, и очень радовался, получив правильный ответ. А если отвечали не так, то с любовью поправлял. Благодаря такому обучению дети хорошо понимали и запоминали многое из Священного Писания.
По воспоминаниям близких, отец Григорий был добрым, чутким, отзывчивым человеком. Его доброта, стремление быть полезным людям проявлялись во многих делах. Они с женой увлекались гомеопатией. У них был толстый лечебник по этой отрасли медицины. Из Киевской гомеопатической аптеки выписывали лекарства. В селах в те времена никакой медицинской помощи не было, и многие односельчане со своими недугами часто обращались к ним за безвозмездной помощью. Однажды о. Григорий долгое время выхаживал ближайшего соседа, получившего сильный ожог, дважды в день делал перевязки, применяя лекарства по лечебнику.
В 1922-23 годах в соседней Кузнецовке расформировали детский приют для детей-сирот из прифронтовых районов Первой мировой войны. Для детей это была трагедия - их вывозили в неизвестность, разлучали с братьями и сестрами, со сложившимся в общей беде коллективом. О. Григорий, имея уже своих детей, взял на воспитание в семью девочку-подростка из приюта, готовил ее для поступления в среднюю школу. В 1925 году она поступила сразу в 7-й класс, но вскоре заболела туберкулезом и в 1926 году умерла.
О. Григорий приютил в своем доме одинокую больную, беспомощную женщину из соседнего села, подругу своей покойной родной матери, ухаживал за больной и похоронил, как близкого человека. В те нелегкие годы отец Григорий и его семья, как и вся Православная Церковь, переживали гонения со стороны безбожной власти. В 1929 году, во время первой пятилетки, началась массовая принудительная коллективизация с конфискацией имущества крестьян, названных кулаками, высылкой миллионов крестьянских семей в Сибирь и на Север. Развернулась борьба против частного предпринимательства, был отменен НЭП. Церковь стали считать частным предприятием, а священников облагать непомерными налогами, арестовывая за неуплату и закрывая храмы.
В 1929 году иерей Григорий был приговорен народным судом Дмитровского района Курской области к двум годам лишения свободы и трем годам высылки из Центрально-черноземного округа за невыполнение поставок.
Со времен коллективизации для семьи о. Григория начались черные дни. Сначала «кулаков» обязали сдать в кратчайший срок неимоверно много хлеба. Кулаков в селе оказалось четыре семьи: иерей Григорий, его отец и два брата-мельника, имевших ветрянки. Нужного количества хлеба ни у кого не нашлось, и в 1929 году последовал суд за невыполнение задания и ссылка на разработки Архангельских лесов. Мужчин угнали, а их семьи выгнали на улицу. К этому времени у иерея Григория было трое малых детей, ждали четвертого. С ними жила еще старенькая теща.
После выхода в свет статьи Сталина «Головокружение от успехов» учителя получили возможность ходатайствовать через суд о возвращении своих родных из ссылки. Сестра батюшки Татьяна, молодая учительница, летом 1930 года поехала за отцом и братом, привезла их, страдавших от вшей, голода и изнеможения. Отца освободили без ограничений, иерея Григория - без права проживания в Курской области. Встреча его с семьей и рожденным уже после ареста сыном происходила в поле, на границе села Хлебтово Брянской области и Невари. Пришлось искать новое место жительства, и он поселился в городе Севске Брянской области, где его приютила в своем доме одинокая учительница-пенсионерка.
После ссылки о. Григорий какое-то время жил в селе Хлебтово, в семи километрах от Невари. Он приходил тайком по ночам в родное село, чтобы повидать родных. После освобождения батюшки неварьцы почти всем селом пошли на Пасху в Хлебтово, и о. Григорий освящал куличи. В Невари 25 июля, в день празднования в честь иконы Божией Матери Троеручица, был Престольный праздник. Пока батюшка был в ссылке, в Невари родилось много детей, и все они были не крещены. Батюшка тайно оповестил всех, желающих окрестить детей, и в ночь под праздник 25 июля пришел из Хлебтово. В доме одной прихожанки он отслужил молебен и всю ночь до утра крестил детей. А под утро тайком опять ушел в Хлебтово. В 1930 году иерей Григорий был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери, именуемой Взыскание погибших, села Шведчиковы Дворы Севского района Западной области.
27 августа 1925 года на заседании президиума губисполкома было принято решение о закрытии этого храма на том основании, что располагался он в одном помещении со школой и был отделен от нее тонкой раздвижной перегородкой.
16 сентября храм был закрыт, а имущество и Церковная утварь переданы в губфондовую комиссию. Но жители села, проявив мужество и усердие, построили рядом новое здание храма, которое было освящено в 1927 году игуменом Никодимом (Спиридоновым), бывшим в 1917-1924 годах настоятелем Казанской Богородицкой Площанской Пустыни. С 1927 по 1929 годы в храме служил иеромонах Тихон (Русаков), один из насельников Площанской Пустыни, который был осужден на три года концлагеря в 1930 году. В 1929-1930 годах настоятелем храма был иеромонах Иоасаф (Горнаго), в 1930 году осужденный на пять лет лагерей. И вот в 1930 году в Шведчиковский храм настоятелем был назначен иерей Григорий Фаддеев.
Благодаря проповеди иерея Григория колхозники целыми бригадами шли в храм. В 1936 году батюшку обязали сдать 90 кг мяса. Тогда псаломщица храма монахиня Ксения (Агафонова) организовала среди прихожан сбор денежных средств, на которые приобрели мясо и сдали на заготовительный пункт за о. Григория.
Батюшка не порывал отношений и с духовными чадами из своего родного села Неварь, которые пешком приходили к нему на службу за многие километры в Шведчиковы Дворы.
О. Григорию, как человеку грамотному, предлагали оставить священство и перейти на государственную службу. Но батюшка категорически отказался, а прихожанам сказал слова Господа: «Человек, какая польза тебе, даже если ты весь мир приобретешь, а душе своей бессмертной повредишь» (Мк. 8,36).
Иерей Григорий непримиримо боролся с обновленчеством и тесно общался со священномучеником протоиереем Варлаамом (Поповым, †1937), который был благочинным Севского округа.
Настал 1937 год, по России катился вал репрессий. 28 июля, в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, священник Григорий Фаддеев был арестован. Утром, когда батюшка собирался служить Божественную Литургию, его вызвали в сельсовет. О. Григорий взял свои вещи и уже не вернулся. А вскоре у храма собрался народ - стало известно, что батюшку арестовали. Накануне ночью в доме батюшки в Севске шел обыск, при котором изъяли Запасные Дары, назначение Брянского епископа, подрясник, епитрахиль, поручи, Минею месяц август, Правило готовящегося к служению Литургии, Требник, Месяцеслов, Библию, книгу «Личные записки девицы монахини». После ареста иерей Григорий содержался под стражей сначала в Севске, а затем в Брянской тюрьме.
3 августа монахиня Ксения (Агафонова) без разрешения сельского совета собрала верующих села Шведчиковы Дворы, которые постановили послать в Севск делегацию с ходатайством об освобождении о. Григория.
Хотя иерей Григорий не признал вымышленных обвинений в антисоветской агитации, 16-17 сентября 1937 года на заседании тройки при УТБ УНКВД Западной области он был приговорен к десяти годам заключения в ИТЛ.
Осенью матушка Вера получила весточку от о. Григория из мест заключения. Он писал, что прибыл в лагерь, что путь был очень тяжелый. Вместе с ним в лагерь пригнали пятьдесят человек, было очень холодно. Письмо заканчивалось словами: «Вера, береги детей, пусть они вырастут настоящими людьми. Прощайте, больше мы не увидимся».
В феврале 1991 года дочь о. Григория, Елена Григорьевна Ивашкова, обратилась в Архив УИД МВД Коми ССР, откуда ей ответили что «Фаддеев Григорий Иванович меру наказания отбывал в Ухтижемлаге. Умер 26 декабря 1937 года от кровавого поноса. Место захоронения за давностью времени определить не представляется возможным».
27 июля 1988 года, спустя 51 год после ареста, благодаря ходатайству сестры, Татьяны Ивановны Бойченко, иерей Григорий был реабилитирован постановлением Президиума Брянского областного суда. Семьдесят лет минуло со дня ареста и гибели священника Григория Фаддеева, но в селе Шведчиковы Дворы о нем сохранилась добрая память. Многие жители села, рожденные в 1930-е годы, с радостью говорят, со слов своих родителей, что Таинство Святого Крещения совершал над ними о. Григорий. Помнят батюшку и в его родном селе Неварь Курской области, помнят и в Севске. До сих пор в семейных синодиках, которые подаются в Алтарь для поминовения, встречается имя иерея Григория.
На основании исследовательских трудов сотрудников Отдела агиологии Брянского епархиального управления были поданы материалы в отношении иерея Григория в Синодальную комиссию по канонизации святых. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 года иерей Григорий Фаддеев причислен к лику святых - включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.